ПЯТЬ ТЕАТРАЛЬНЫХ СЕЗОНОВ КОНСТАНТИНА БОГОМОЛОВА. ЧАСТЬ 13

Анна Ананская

Мы продолжаем публиковать дипломы выпускников театроведческого факультета Российского института театрального искусства-ГИТИС, курс Анны Анатольевны Степановой. Анна Ананская исследует режиссерский метод Константина Богомолова.

Фото ©Екатерина Цветкова

Заключение

В 2015 году к 80-ти летнему юбилею О.П.Табакова Богомолов выпустил спектакль «Юбилей ювелира», который на момент написания диплома стал первой попыткой обретения гармонии после всех напряженных и разнонаправленных режиссерских поисков Богомолова. Театральный заказ здесь соединился с прописанной поверх текста Николы МакОлифф режиссерской драматургией  — тут вновь весьма выразительно работают ремарки на экранах. Умышленная скупость и холодность актерской техники, в которой блестяще существует один из самых ярких актеров старой школы Олег Табаков, обнаруживает невероятную глубину проживаемой им роли.  Эффект перманентного наблюдения камер за процессом перехода человека от жизни к  смерти поднимает кассовую пьесу до высокой трагедии, звучание которой лишь усилено вплетенными в нее гротескными вставными номерами фарсовой стилистики вроде черного гэга сцена с матрасом, представляющим тело умирающего старика.   

«Режиссер продолжает прием, найденный им пару лет назад в спектаклях «Ставангер» (Лиепайский театр драмы) и «Мой папа — Агамемнон» (Малый театр Вильнюса), где актеры были невозмутимы, а их мифические страсти отражались в титрах. Только теперь он идет дальше: раньше титры только смешили, теперь заставляют вздрагивать. Сиделка делает больному старику укол морфия: на столе ни шприцев, ни ампул, никто не зажимает вену и не закатывает блаженно глаза — актеры спокойно сидят друг напротив друга. «Морфий попадает в кровь. Морфий обнимается с кровью. Кровь разносит морфий по дряхлому телу, словно талый снег», — сообщают титры под тихий скрипичный аккорд. Зал ежится, как будто укол сделали зрителям. Тонкий физиолог, Богомолов в который раз доказывает, что исследовать чувства персонажей и дирижировать зрительскими эмоциями можно, не заставляя артистов рвать страсти в клочья. Наталья Тенякова произносит текст, изобилующий бытовыми подробностями, скороговоркой — почти как на крупном плане в документальном кино»[1].

МХТ им. А.П.Чехова. «Юбилей ювелира» реж. К.Богомолов. Фото ©Екатерина Цветкова

В этом великолепном, величественном в своей трагической, но мнимой простоте спектакле «Юбилей ювелира» как в фокусе вдруг собрались и переплавились воедино уже на новом художественном уровне разнообразные режиссерские открытия Константина Богомолова, сделанные им на протяжениии последних пяти театральных сезонов. Совершенно очевидно, что последняя премьера Богомолова одновременно завершает этап его пятилетних исканий и открывает в его режиссерской судьбе принципиально новый период, который непременно станет еще материалом для будущих театроведческих исследований.

Сегодня Константин Богомолов не просто участник активно меняющейся театральной действительности России, но один из главных зачинщиков этих процессов. Провокативные и традиционные спектакли Богомолова, бесспорно, сделали часть зрителей терпимее к сценическим экспериментам, внимательнее и неравнодушнее к социальным и политическим процессам в стране. С именем Богомолова связано и повышенная волна внимания к театру как таковому (Богомолов – модный режиссер, этот имидж он создавал умышленно), к Художественному театру им. А.П. Чехова (спектакли Богомолова пользуются огромным спросом и делают хорошую кассу МХТ) и современному российскому театру за рубежом. Спектакли этого российского режиссера в течение нескольких сезонов с большим успехом гастролировали не только по России, но и широко за ее пределами – на крупнейших европейских и мировых фестивалях.

С деятельностью Константина Богомолова и постоянного его соавтора художника Ларисы Ломакиной связано и принципиально важное обновление методов использования технических и мультимедийных средств в современном российском театре. Они одними из первых начали широко внедрять в свои постановки видеокамеры, плазменные и мультимединые экраны. Можно предположить, что следующим важным этапом в биографии режиссера станет и появление его собственных драм. Богомолов уже сделал шаг в этом направлении – в апреле 2015 года в Лиепае он выпустил спектакль по написанной им пьесе «Мой бластер разрядился», премьера которой в России состоится вскоре после защиты данной дипломной работы, 17 июня 2015 года в рамках образовательной Лаборатории МХТ им. Чехова. 

В заключение необходимо сказать, что спектакли Константина Богомолова дали толчок развитию новых принципов работы в современном российском театре и обновлению актерской, режиссерской, драматургической техник; они выявили необходимость формирования и осознания новых смыслов и явлений театральной практики в современной России и, безусловно, предоставили интереснейший материал для театроведческих исследований, одним из первых и стала данная дипломная работа.

[1] Шендерова А. Королевская старость [Электронный ресурс]: COLTA.RU, 06.03.2015. – Режим доступа: http://www.colta.ru/articles/theatre/6543

 

Author

Поделиться: