ИМПРЕССИОНИСТСКАЯ КИНОИСТОРИЯ НА СЦЕНЕ ТЕАТРА «ЧЕЛОВЕК»

Московский театр «Человек» презентовал премьеру спектакля «Причал» в режиссерской версии Даниила Чащина. Драматургической основой работы стал сценарий Геннадия Шпаликова, чей неповторимый стиль существенно повлиял на становление не только отечественного, но и мирового киноискусства второй половины XX века.

«Причал» – лирическая комедия с парадоксальным сюжетом, написанная в 1960-м году. По воспоминаниям Георгия Данелии, с которым Шпаликов работал над культовым фильмом «Я шагаю по Москве», худсовет изначально не хотел утверждать сценарий, где герои «шлялись и ничего не делали». Тема променада по столице продолжается и в «Причале»: Катя (обаятельная актриса Арина Постникова), отправляясь на поиски жениха, не могла и предположить, сколько невероятных знакомств приготовила ей судьба… Ночная Москва воссоздаётся с особой ностальгической теплотой, здесь нет отрицательных персонажей: даже «пожилой, крепкий» незнакомец с оружием не представляет опасности и оказывается трогательным укротителем львов. На подобные смелые, отчаянные путешествия способны лишь исключительные мечтатели, воспринимающие мир как безграничный космос, пропитанный сладким эфиром свободы. Таков шпаликовский герой – наивный романтик, живущий вне рамок мещанской пошлой обыденности.

В абсолютно оголенном пространстве сцены четыре рассказчика воссоздают динамичную историю, интригуя почти детективными перипетиями. На глазах у зрителей фантасмагорическим образом прорисовываются колоритные картинки: шкипер похищает малолетнего сына (Антон Шурцов), потом сожалеет о содеянном; шофер Андрей Андреевич (Александр Соколовский) взбирается в светло-серебряный самолет, который везет тягач; Катя на чужом авто подвозит парня и девушку, сбежавшую от родителей… Режиссёру удаётся грамотно вместить многособытийный ряд в ёмкое импрессионистское действие. Этому способствует и художественный концепт, разработанный Иваном Боуденом и Михаилом Заикановым.

На втором плане, исчерчивая квадратами серую стену, расположились полки с фотографиями и документами. Как из пазлов, составляется полотно воображаемого экрана, где транслируются титры, название незавершенного фильма и разрозненные эпизоды. Актёры на минуту умолкают и переносят артефакты, аккуратно выставляя их на полки по бокам сцены. Так рождается импровизированная выставка, которую можно изучить после спектакля.
Даниил Чащин достигает абсолютной простоты сценической выразительности, ограничиваясь четырьмя стульями-трансформерами. Выбранный минимализм удачно подчеркивает главное – литературную основу, ироничный сценарий Геннадия Шпаликова. Благодаря особой лёгкости и любви к простой жизни, – текст буквально пропитан добром. Трудно представить себе более цельный и идеальный мир! И этот мир каждый зритель рисует самостоятельно: оправдывая или осуждая шкипера (Андрей Савостьянов), умиляясь или пугаясь поступку молодой Кати… Актёры утверждают утонченный стиль постановки: играют в лучших традициях качественного советского кино, где веришь любой эмоции, даже самой наивной.

Простодушный романтизм спектакля оказался на удивление созвучен сегодняшним реалиям, где человек явно устал от бесконечного сарказма и грубого цинизма. «Причал» Даниила Чащина – удачная форма театрального переосмысления неэкранизированного киносценария. Сохраняя авторскую идентичность, работа расширяет возможности современного театра, где зритель не только полноценный соучастник, но и сотворец внешнего рисунка истории.

Фотографии с официального сайта театра

%d такие блоггеры, как: