«В МОСКВЕ! В МОСКВЕ!» ФОТОРЕПОРТАЖ ИЗ МУЗЕЯ-КВАРТИРЫ НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО

Анастасия Павлова

На фото: Наталия Медведева, Полина Маркелова, Кристина Пробст, Юрий Ракович, Максим Дахненко, Сергей Габриэлян.

20 февраля во МХАТ им. Горького пройдет премьера реконструкции исторической постановки знаменитых чеховских «Трех сестер» Владимира Немировича-Данченко. Спектакль, поставленный в 1940 году, считают особой страницей в истории советского театра, а во время гастролей 1958 года в Великобритании спектакль произвел фурор.

Незадолго до выпуска спектакля в музее-квартире Владимира Ивановича Немировича-Данченко устроили фотосессию. 

Так, должно быть, чувствовали бы себя сестры, окажись они в Москве. В гостиной небольшой уютной квартирки, что на третьем этаже в доме номер 5 по Глинищевскому переулку, собралась вся семья: Ольга (Кристина Пробст), Маша (Наталия Медведева), Ирина (Полина Маркелова) и Андрей (Юрий Ракович). К ним присоединись и Чебутыкин (Сергей Габриэлян) с Соленым (Максим Дахненко). В доме, как полагается при переезде, царила суматоха. Решали, как лучше устроиться за столом, как удачнее выбрать ракурс для портрета – шутка ли – встретились три эпохи: конец века 19 (когда была написана пьеса), 1940 (время постановки спектакля) и 2020 (год реконструкции). 

Ольга (Кристина Пробст), Маша (Наталия Медведева), Ирина (Полина Маркелова)

На очаровательных молодых актрисах платья почти вековой давности не выглядели устаревшими. Девушки стали будто еще изящнее, мягче. Они чуть смущались от обилия внимания, как и положено барышням начала 20 века. Впрочем, смущено прошло довольно быстро. И вот они уже весело переговариваются, вспоминая, как жили с отцом, подначивают друг друга и брата Андрея. 

Андрей (Юрий Ракович)

Андрей замер с книгой у огромного книжного шкафа, и его слова о том, что он располнел за год, похожи на легкое кокетство – он строен, как и несколько месяцев назад, когда еще был жив отец. Мрачен Соленый, неотступно следующий за Ириной. Рассеян Чебутыкин, вертящий в руках газету. 

Чебутыкин (Сергей Габриэлян)

Игра нравится и актерам, и тем, кто «случайно» оказался в доме Прозоровых. А точнее в доме их второго отца – режиссера Немировича-Данченко. Атмосфера небольшой квартирки, где вся мебель подлинная и, кажется, еще сохранился дух того времени, очень подходит и этим старинным платьям, и чуть восторженным интонациям, которые слышатся в голосах сестер и чуть отстраненному виду Андрея. 

Соленый (Максим Дахненко) и Ирина (Полина Маркелова)

Спектакль не случайно решили воскресить именно в этом году: в 2020 отмечают 160 лет со дня рождения А.П. Чехова, 120-лет написания пьесы и год 80-лет самой постановки. 

«Три сестры» – абсолютная вершина, легенда, поэтому отношение к тому спектаклю может быть только как к легенде, которую мы периодически пытались на нашей сцене реконструировать. Но это как раз вызов, который нас заставляет наиболее тщательно отнестись к данному материалу. Так что здесь отношение у всех поколений наших, и 30, и 40, и 15 лет назад – одинаковое. Трепетное», – говорит один из реконструкторов народный артист России Валентин Клементьев.

Книжный шкаф

Работа по реконструкции спектакля – это работа профессиональной команды реставраторов, экспертов и труппы. Театру удалось сохранить исторические декорации великого художника сцены Владимира Дмитриева, восстановить в деталях костюмы и реквизит, весь ход работы над постановкой.

«В 1940-м году, перед самой войной и, увы, незадолго до смерти, Немирович делает этот спектакль в декорациях Дмитриева невероятной красоты. Вот эти уходящие солдаты в пьесе Чехова символизируют ушедшую эпоху. В зале сидят 40-летние, 50-летние люди… Это люди, которые помнят царскую Россию, поколение, которое тоже уходит. Сколько грусти, символики, лирики, рифмы в этих текстах и спектакле. У Дорониной был потрясающий актёрский состав, но этим «сёстрам» уже 45-50 лет. В театре важна ещё и гендерная, поколенческая точность. И если чеховским героиням двадцать с небольшим, то, значит, мы должны видеть именно таких девушек. Современные молодые люди будут играть в этом спектакле, основываясь на традициях мхатовского коллектива. Это огромная ответственность, огромный вызов для нас всех», – отмечает художественный руководитель МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков.

Фотографии Веры Юрокиной

Это слайд-шоу требует JavaScript.

 

 

 

Author

Поделиться: