ОБЪЯВЛЕНА ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ DANCE OPEN

Анастасия Павлова

На фото — фрагмент афиши фестиваля «Dance Open»

С 14 по 27 апреля в Александринском театре пройдёт 19-й международный фестиваль балета Dance Open.

XIX сезон Dance Оpen — о переменчивых состояниях живого человека. О спектаклях, в которых самые авангардные и проницательные хореографы современности на первый план выводят не фабулу, а квант и градиент настоящих (в том числе, и неудобных) эмоций.

Фестиваль откроется 14 апреля балетом «Сон в летнюю ночь» в исполнении немецкой труппы Балет Дормунда. Постановка на музыку Микаэля Карлссона в хореографии Александра Экмана не будет иллюстрацией комедии Шекспира. Создатели балета приготовили фантасмагорическую фантазию по мотивам скандинавской мифологии и традиций.

16 апреля на Основной сцене Александринского театра выступит Национальный балет Испании с программой «Обращения». Артисты покажут новый взгляд на фламенко, где страстный танец соединяет бережное отношение к традициям Испании с виртуозной техникой исполнения. Кропотливая отделка каждого жеста и взгляда превращает этот танец в шедевр.

В программу «Обращений» входят четыре балета, которые российская публика увидит впервые. Среди них — «Зов Болеро» и «Хауленья» Рубена Ольмо на музыку Мануэля Бустоса. Первый — поклон великим мастерам прошлого, определившим линию развития этого танца; свежая и неординарная интерепретация одного из самых характерных и уникальных танцев Испании. Второй — тонкий микс из традиций Болеро, испанского стилизованного танца и фламенко — пряная, тягучая арабо-маританская Гранаина и дробно-рассыпчатый Cапатеадо.

Третьим балетом будет «Вечная Иберия» на музыку Мануэля Морено-Буэндия в хореографии Антонио Нахарро. Он появился благодаря внезапной находке партитуры музыкальной поэмы «Кельтиберия», которой исполнилось почти полвека. В этой музыке сплетаются живая ткань истории и энергетика земли, на которой тысячелетиями жили люди, сменялись поколения, традиции, строились и разрушались города — но неизменным оставался гордый и непокорный нрав. Эта партитура вдохновила Антонио Нахарро на миниатюру из пяти частей — Бурлеск, Фаррука, Праздничный танец, Скорбная любовь Ронды и Танец смелых, — отражающих его личное видение испанского танца, но отдающую дань уважения старым мастерам.

Четвёртый балет программы «Обращения» — «О фламенко. Памяти Марио Майя». Это произведение было поставлено на музыку Марио Майя, Диего Карраско, Хесус Торрес, Мораито Чико и Лос дель Рио в хореографии Марио Майя, Милагроса Менхибара, Рафаэлы Карраско, Исабель Байон, А. Руэда Тонá и Маноло Марин. Создатели балета стремились, осмысливая прошлое, находить пути к будущему. «О фламенко» — это танцевальная сюита, отражающая все грани творческого стиля великого танцовщика, хореографа и педагога Марио Майя (1937-2008). Тонкий знаток национальных традиций, он был смелым новатором и первопроходцем, которому мир обязан новым стилем танца и школой, синтезирующей искусство балета с фламенко. Даже сегодня его хореография считается новаторский и ярко выделяется на фоне всех остальных фламенко-постановок оригинальностью и узнаваемостью творческого почерка.

18 и 19 апреля впервые в России будут представлены три одноактных балета Нидерландского театра танца: «Выходя из игры» на музыку Филипа Гласса в хореографии Пола Лайтфута и Соль Леон; «Сказанное в темноте», поставленный Марко Гёке на музыку Франца Шуберта, Альфреда Шнитке и группы «Placebo» и «Ш-БУМ!», поставленный Полом Лайтфутом и Соль Леон на микс из музыки Ливингстона и Дэвида (группа The Mills Brothers), Стэна Фреберга, Стоуна, Либерта, Тернера Лейтона и Клэранс Джонстон, Олави Вирта, Артуро Куартеро, группы Sterck, Сэкстнон и Тернер (Вера Линн), Кейеса, Фистера, МакРай и Эдвардса. 

В первом раскрывается концепция времени, которое рано или поздно становится осязаемым, и тогда прикосновение к его текстуре заставляет очнуться и осознать необходимость перемен. Во втором Шуберт и Шнитке ведут диалог с группой «Placebo», а «Лебединая песнь» – с хитом «Song To Say Goodbye». Третий был создан в 1994 для ежегодного фестиваля Dancers Choreography Workshop и положил начало плодотворному сотрудничеству хореографов. В балете, вдохновленном монохромными сатирическими рисунками Гойи, тонкое сочетание юмора с иронией раскрывает тему выстраивания взаимоотношений людей с различными культурными кодами.

22 апреля Балет Лейпцига покажет постановку «Спящая красавица. Однажды во сне», созданную Йеруном Вербрюггеном на музыку Петра Чайковского. Хореограф замешивает крутой микс из сказок Перро и братьев Гримм, музыки Чайковского и вечного столкновения взрослеющих детей с авторитарными родителями. 

24 и 25 апреля Национальный балет Нидерландов представит трёхчастную программу бессюжетной хореографии «Современные шедевры», куда вошли постановка Джорджа Баланчина «Не все ли равно?» на музыку Джорджа Гершвина и Херши Кей; «Маленький реквием» Ханса ван Манена на музыку Хенрика Миколая Гурецкого и «Шаги и части» Уильяма Форсайта на музыку Тома Виллемса. 

26 апреля французская группа Tie Break представит музыкальную комедию в стиле стрит-данс – «Лобби». Постановка на музыку Артура Гаже будет показана на сцене Санкт-Петербургского Государственного театра Музыкальной комедии. В хореографическом спектакле соединяются импровизационная логика джаза, акробатическое мастерство исполнителей и немая комедия в духе Чаплина и Бастера Китона.

Также с 22 по 27 апреля в рамках фестиваля пройдут мастер-классы Dance Open, часть важнейшего процесса сохранения и распространения основ российской балетной школы. Принять участие в них могут ученики разных балетных школ мира заявку можно заполнить на сайте.

Концерт участников мастер-классов под названием «Гала юных звёзд» состоится 26 апреля на сцене Эрмитажного театра. Программа представляет молодых исполнителей со всего мира. Она подбирается педагогами Мастер-классов из номеров участников, подготовленных дома, но отточенных на занятиях в Петербурге.

Завершится фестиваль 27 апреля концертом звёзд мирового балета «Гала Dance Open». Он позволит зрителю за короткое время получить максимально полное впечатление о самых ярких экспириенсах за всю историю балета и его самых радикальных футуристических экспериментах.

Author

Поделиться: