Анна Оконова предлагает нашим читателям выбрать экспозиции по душе, а может вы захотите побывать на каждой из них. В этом месяце можно успеть сходить на выставку работа Александра Ролченко и его друзей, узнать истории влюбленных, переживших Холокост, отправиться в путешествие следом за Яном Стрейсом, исследовать пространство ритейла, поближе рассмотреть скульптуры, украшающие высотки, познакомиться с работами Юрия Анненкова и увидеть 50 работ из личной коллекции Марата Гельмана.
АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО.
ИЗ КОЛЛЕКЦИИ STILL ART FOUNDATION
ЦЕНТР ИМ. БРАТЬЕВ ЛЮМЬЕР
24.01.2020 – 05.04.2020
В экспозицию войдут работы Родченко разных лет, начиная с первых фотографических опытов 1920-х до конца 1930-х годов. На выставке будут представлены знаменитые портреты друзей Родченко – художников, архитекторов, поэтов, писателей, кинорежиссеров, сотрудников журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», среди которых узнаваемый портрет Лили Брик, который стал основой для плаката Ленгиза, несколько фотографий Владимира Маяковского из первой фотосессии в мастерской Родченко на Мясницкой (1924) и знаменитая фотография Осипа Брика, где вместо одной из линз очков вмонтировано название журнала «ЛЕФ». В экспозицию также войдут портреты семьи: матери фотографа, его жены Варвары Степановой и дочери Варвары Родченко, архитектурные съемки и фоторепортажи: легендарные «Балконы» (1925), «Пожарная лестница» (1925), «Лестница» (1929), а также «Пионер – трубач» (1930) и «Пионерка» (1930). Сокуратором выставки выступит внук и ведущий специалист творчества Александра Родченко, Александр Лаврентьев. В экспозиции будет представлено 58 серебряно-желатиновых отпечатков из двух альбомов музейной серии портфолио, выпущенных тиражом 35 экземпляров в 1994–1997 годах, собранных под руководством Варвары Родченко, Александра Лаврентьева и галериста Говарда Шиклера. Печать фотографий, вошедших в портфолио и предоставленных фондом Still Art, осуществлена Александром Лаврентьевым и Юрием Плаксиным в фотолаборатории Родченко с оригинальных негативов автора.
(НЕ) ВРЕМЯ ДЛЯ ЛЮБВИ
ЕВРЕЙСКИЙ МУЗЕЙ И ЦЕНТР ТОЛЕРАНТНОСТИ
28.01.2020 – 15.05.2020
Истории влюбленных, переживших Холокост. В основе проекта — дневники, мемуары и биографические романы, опубликованные в течение последних двух десятилетий бывшими узниками концлагерей, еврейскими партизанами и подпольщиками, их детьми, внуками и приглашенными биографами.
Проект расскажет 11 историй любви: Инге Кац и Шмуеля Бергера, Рошель Шлейф и Джека Сутина, Мани Нагельштейн и Мейера Коренблита и других жертв трагедии, переживших разлуки, смерть детей, друзей и близких в годы войны. Выставку наполнят воспоминания о свадьбах и свиданиях в гетто, запретных подарках, взаимной заботе, мечтах о доме, семье и собственной земле — Палестине. Выставка объединяет работы известных художников, исследующих опыт Холокоста, и современное израильское искусство, представляющее субъективную оценку военных преступлений после Шоа — актов геноцида, террористических атак, истязаний военнопленных.
На выставке можно увидеть работы французского художника Кристиана Болтански, польского скульптора Мирослава Балки, графику бывших узников концлагерей Эстер Шенфельд, Илки Гедо, а также инсталляции современных израильских художников Сигалит Ландау, Таль Шохат, Михаль Ровнер, Ли Янор, Рами Атера, Моша Каши, Нелли Агасси и других.
НЕВОЗМОЖНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В НИДЕРЛАНДАХ, РОССИИ И ПЕРСИИ ТОГДА И СЕЙЧАС
МУЗЕЙ МОСКВЫ
31.01.2020 – 29.03.2020
В Музее Москвы откроется выставка, вдохновленная книгой нидерландского мореплавателя Яна Стрейса «Три путешествия» – сборником историй и заметок, которые автор писал во время своего путешествия по востоку и юго-востоку Европы и граничащим с ней областям. Посетители увидят работы современных художников из России, Ирана и Нидерландов, а также археологические находки XV–XIX веков из коллекции Музея Москвы и Музея-заповедника «Остров-град Свияжск».
«Soda lime» – коллективная работа, созданная Олегом Елагиным (Россия), Сепиде Бехрузян (Иран) и Сесилией Хендрикс (Нидерланды). Художники повторяют путь, проделанный некогда Яном Стрейсом, но интересует их прежде всего феномен взгляда. Объемная инсталляция составлена из многочисленных плоскостей. Зритель как будто оказывается перед зеркалом, где в каждой из граней маячит изображение, которое можно толковать двояко.
Нидерландская художница Паулин Олтхейтен представляет двухканальное видео «Дорогу осилит идущий», снятое в российском городе Самаре и иранском Исфахане. Разворачиваясь в разных странах, сюжеты видеоработы Олтхейтен складываются в цельное высказывание о том, каким образом истории и культуры могут интерпретироваться параллельно, противоположно или связно.
Работа Оксаны Стоговой – коллаж «Двойной русский портрет», в котором объединены волжские виды, сфотографированные с одной точки на протяжении года, и снимки водосточных труб, всегда поломанных и неухоженных. Волжским пейзажем восхищались первые европейские путешественники, приехавшие в эти места. А водосточные трубы – предмет городского пейзажа.
Зейнаб Шахиди Марнани представляет работу, которую она описывает как «визуальный автобиографический эпос». Объект – серия документальных изображений, показывающих жизнь в Иране и за его пределами. Среди них встречаются открытки, старые естественнонаучные пособия для детей, журналы со схемами для вязания и религиозные изображения. Все элементы выглядят знакомыми, но они связаны между собой непредсказуемым образом, как сложный ковровый узор.
ATELIER E. B. «ПРОХОЖИЙ»
МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ГАРАЖ»
31.01.2020 – 10.05.2020
Совместный проект дизайнеров Бека Липскомб и Люси Маккензи, которые много лет исследуют пространство ритейла с разных точек зрения — моды, искусства и коммерческой составляющей. Как следует из названия главными «зрителями» являются прохожие, мимоходом разглядывающие витрины. Именно на них направлено внимание дизайнеров, создающих привлекательное пространство магазинов с помощью манекенов и других способов демонстрации одежды.
На экспозиции представлены архивные материалы по истории моды, витрины pop-up-магазинов, постоянных бутиков бренда «Atelier E.B», стендов на всемирных выставках, новаторские манекены и витрины, созданные современными европейскими художниками.
МИХАИЛ РОЗАНОВ, АЛЕКСЕЙ ГИНТОВТ. МЕЧТА
ГАЛЕРЕЯ RUARTS
6.02.2020 – 29.03.2020
Новая серия работ известного московского фотографа Михаила Розанова включает фотографии скульптур, венчающих культовые сооружения столицы и обычно невидимых для прохожих: монументально-декоративные украшения Московского государственного университета, Библиотеки им. Ленина, высотки на Котельнической набережной, Центрального павильона ВДНХ и др. Работая в своем традиционно строгом, геометрически выверенном стиле, Михаил запечатлевает момент столкновения отдельных реализованных образцов так и не воплотившейся советской мечты и панорам Москвы – свершившегося масштабного градостроительного проекта.
ЮРИЙ АННЕНКОВ. РЕВОЛЮЦИЯ ЗА ДВЕРЬЮ
МУЗЕЙ РУССКОГО ИМПРЕССИОНИЗМА
13.02.2020 – 10.05.2020
Творчество знаменитого художника, иллюстратора поэмы «Двенадцать» Александра Блока, блистательного портретиста, в чьих работах запечатлены образы Серебряного века русской культуры, впервые будет представлено в таком объеме: более 100 произведений живописи, графических портретов и эскизов к постановкам из ведущих музеев и частных собраний России и Франции.
Экспозиция покажет наиболее значимые направления творчества Юрия Анненкова в России и после его отъезда во Францию в 1924 году. Зрители увидят Анненкова-живописца, художника театра, книжного иллюстратора – неутомимого экспериментатора, в чьем творчестве отразился бурный и сложный период русской истории первой половины XX века.
Анненков входит в число самых дорогих русских художников, его произведения находятся в главных государственных музеях России, Франции и США и демонстрируются на международных выставках, книги пользуются популярностью у российской и франкоговорящей аудитории.
ДАР МАРАТА. СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ГЕЛЬМАНА
НОВАЯ ТРЕТЬЯКОВКА
15.02.2020 – 10.03.2020
«Дар Марата» – это 50 работ из личной коллекции Марата Гельмана, основателя одной из первых в России частных галерей, которые он дарит Третьяковке. В их числе инсталляция Ильи Кабакова, работы главных московских акционистов Олега Кулика и Анатолия Осмоловского, нео-поп-арт Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, фотоперформансы Владимира Мамышева-Монро, комикс-панорама Гоши Острецова и сюрреалистические фантасмагории AES+F.
В коллекции есть и работы современных украинских и казахских художников – на выставке они собраны в отдельный блок. Коллекция была сформирована в середине 1990-х, в те годы, когда Галерея Марата Гельмана активно занималась продюсированием и продвижением художников, открывая одну выставку за другой. Владелец объясняет, что своим даром не только поддерживает интерес Третьяковки к современному искусству, но и отдает долг художникам, с которыми тогда работал.