В ЦЕНТРЕ ВОЗНЕСЕНСКОГО ПРЕДСТАВЯТ КНИГУ АЛЕКСЕЯ ШИПЕНКО

Анастасия Павлова

1 февраля в Центре Вознесенского пройдет презентация книги «Введение» драматурга Алексея Шипенко, которая вышла в издательстве «Аграф».

Книга «Введение» – второе, после сборника «Из жизни комикадзе» 1992-го года, издание пьес авангардного драматурга на родине автора. В книгу «Введение» вошли как известные в России пьесы Алексея Шипенко, так и пьесы, написанные им в Германии и Португалии в последние 30 лет, и практически неизвестные российскому читателю и зрителю.

Сам автор так писал о своей «европейской» биографии рассказывает сам автор: «В 1992 я оказался в Германии, в Берлине. Это был первый сезон Франка Касторфа в «Фольксбюне», и его завлит Матиас Лилиенталь пригласил меня поставить любую мою пьесу в этом театре. Я выбрал «Из жизни комикадзе». Затем последовало приглашение из Люксембурга поставить «Москва–Франкфурт. 9000 метров над поверхностью почвы» в рамках фестиваля «Люксембург – город европейской культуры». Затем был проект «Горе от ума», который «изобрёл» Андреас Кристоф Шмидт, в который он позвал тех, кто уехали из России тогдашней (как и Чацкий) и покинули театр Васильева: меня, Гришу Гладия из Канады, группу «Оберманекен» (которые тогда были в Нью-Йорке). Я написал и срежиссировал в этом проекте Пролог. В роли Фамусова выступил Ю.П.Любимов, который не играл на сцене до этого уже пару десятков лет.

На презентации будут демонстрировать видео-послания ведущих мировых режиссеров – Томаса Остермайера, Франка Касторфа и др., которые работали над текстами Шипенко и ставили их в разные годы. Издание подготовлено при участии авторского агентства «Дом Комедий» и продюсера Леонида Робермана.

Пьесы Алексея Шипенко не обладают сюжетом и действием в традиционном смысле. Всегда – это игра смыслов и метафор, раскры.вающихся в каждом тексте. Концепция книги продолжает и развивает эту тенденцию автора текстов – составитель Ольга Богомолова предпочла отказаться от линейной хронологии и сформировала корпус пьес, как гипертекст, где каждая последующая пьеса дает возможность понять предыдущую. Кроме того, книга складывается не только из текстов пьесе как таковых, но из записок, диалогов и размышлений. Таким образом, «Введение» ‑ это не собрание сочинений, не отчет и не хрестоматия, а круг размышлений и переживаний автора, в котором он находится всю свою жизнь, вплоть до нынешнего дня. Более того, все пьемсы лишены датировок, и в книге нет никаких дополнительных наукообразных материалов – ни театроведческих пояснений, ни и хронологии.

Алексей Шипенко всегда был мастером мистификации. Книга «Введение» ‑ не просто сборник пьес, это – таинственный спектакль, который разыгрывает с читателями автор. Здесь ‑ и пьесы, и записки, и разговоры с составителем. В каждом тексте автор шифрует себя, иногда скрываясь за псевдонимами, иногда становясь чем-то совершенно безличным.

Алексей Шипенко – писатель, режиссер, актер, музыкант, культовый драматург российского театра 1990-х, и звезда европейского театра, чьи пьесы шли и идут на сценах театров Нью-Йорка, Берлина, Цюриха, Браги и других городов. Автор более 40 пьес, самые известные из которых ‑ «Наблюдатель», «Смерть Ван Халена», «Сад осьминогов», «Археология», «Из жизни комикадзе», «Судзуки», «Натуральное хозяйство в Шамбале», «Москва-Франкфурт», «Мой белый Мерседес», «Трупой жив», «Волшебная лампа Бен Ладена» и др..

Ведет вечер театральный критик Алена Карась. Специально для участия в презентации в Москву приехал сам Алексей Шипенко. Состоится первое публичное исполнение текста пьесы «Судзуки» актером Сергеем Чонишвили, и будут показаны уникальные архивные видео-материалы ‑ фрагменты спектакля «Наблюдатель» (1988) в постановке Бориса Юхананова.

Центр Вознесенского – динамичная арт-площадка, посвященная исследованию новейшей культуры. Вдохновенный творчеством Андрея Вознесенского и экспериментами / идеями Оттепели, Центр объединяет новые имена и признанных мастеров российской культуры, концептуальные проекты и интерактивные выставки-инсталляции, литературу ХХ века и актуальные тексты.

Author

Поделиться: