САЛЬВАДОР ДАЛИ. МАГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО. МАНЕЖ

Фото ©Вера Юрокина

 

28 января в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство». Накануне прошла пресс-конференция, посвященная этому событию. Организаторами экспозиции стали Культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже В партнерстве с Департаментом культуры города Москвы, фондом «Гала – Сальвадор Дали» (Фигерас) и Национальным музеем «Центр искусств королевы Софии» (Мадрид).

В январе 2020 года у российского зрителя появится уникальная возможность познакомиться с творчеством гениального художника. В Центральном выставочном зале «Манеж» откроется выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство», на выставке будет представлено более 180 произведений Дали: живопись, рисунки, акварели и гравюры.

«Это будет первая, самая масштабная выставка Дали в России. До этого мы принимали участие в нескольких выставках. Нашему партнерству с «Гала-Дали» уже 10 лет. Сегодня мы делаем уникальную выставку. Она охватывает абсолютно все периоды творчества Дали, начиная с его юношеских вещей 10-х годов и заканчивая 80-ми годами, его абстрактными полотнами. Зритель сможет увидеть, просто двигаясь по нашей выставке, весь путь Дали-художника, Дали-личности и сравнить эти периоды. Основу композиции составят работы из двух крупнейших мировых собраний – это фонд «Гала – Сальвадор Дали» (Фигерас) и Национальный музей «Центр искусств королевы Софии». Также нам удалось взять ряд работ из коллекции частного швейцарского собирателя. Уникальность выставки состоит и в том, как мы показываем эту выставку. Площадь нашей экспозиции 7000 кв.м. Это очень большой размер для любой выставки. И мы очень старались, чтобы она была красивой и оригинальной. Мы устроили лаунж-зону, где выставлены арт-объекты, сделанные современными художниками на темы творчества Дали. У нас работает два кинотеатра, в которых вы сможете увидеть три разных фильма: «Тайная жизнь. Форт Югата», потрясающий мультфильм «Кристина», который Дали сделал для студии Уолта Диснея и, конечно, я советую посмотреть всем уникальный фильм о французском сюрреализме. Мы привезли ряд работ, которые никто не видел в нашей стране. Мы привезли шедевры сюрреалистического ядерно-мистического периода, мы привезли вещи, которые были написаны после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. У нас на выставке будет работать огромная параллельная программа: лекции экспертов, кинопоказы, театральные представления, мастер-классы для взрослых и детей, циклы лекций о творчестве, фестиваль театральных образов Дали. Столь представительной выставки Сальвадора Дали еще никогда не было в России. Мы очень рады, что нам выпала честь показывать творчество этого художника в Москве», – сказал на пресс-конференции председатель правления культурно-исторического фонда «Связь времен», директор Музея Фаберже Владимир Воронченко.

Основу экспозиции составят работы из собраний фонда «Гала – Сальвадор Дали» и Национального музея «Центр искусств королевы Софии». Также будут показаны работы из частных европейских коллекций.

Выставка даст возможность проследить весь долгий творческий путь Сальвадора Дали, исследовать все этапы его развития как живописца. В экспозиции будут представлены живописные произведения, начиная с юношеских импрессионистических пейзажей 1910-х и заканчивая последними абстрактными холстами 1980-х годов. Особую значимость имеет, конечно, зрелое творчество Дали, его сюрреалистический и ядерно-мистический периоды. Они представлены на выставке известнейшими работами – «Невидимый человек» (1929–32), «Чувство скорости» (1931), «Архитектонический «Анжелюс» Милле» (1933), «Пейзаж с загадочными элементами» (1934), «Мягкий автопортрет с жареным беконом» (1941), «Ураново-атомная меланхолическая идиллия» (1945), «Дематериализация под носом Нерона» (1947), «Максимальная скорость Мадонны Рафаэля» (1954) и другими шедеврами, раскрывающими неповторимый авторский стиль Дали и принесшими ему мировую славу.

«Мы хотели показать всему миру, насколько важна личность Дали и в том числе личность Галы. Мы хотели показать, насколько они масштабны. Мы убеждены, что видение их мира было настолько особенным, что оно актуально до сих пор. И инициативы, основанные на нем, тоже до сих пор современны. Вы увидите работы и Дали-мальчика, который в 1917 году на берегу Средиземного моря писал свои первые картины, полные света. В то же время Гала выезжала из Москвы, чтобы встретиться со своими друзьями в Париже. Там они познакомились, и узнали о новом течении, очень сильно на них повлиял феминизм, который они довели до такой точки, что стали подписывать некоторые картины двумя именами. Если мы подумаем об их личностях, то поймем, что этот жест – настоящий манифест современности. Я хочу, чтобы вы, думая о Гале и Дали, понимали, что они прежде всего хотели жить полной жизнью, и все, что они делали, было на благо культуры», – поделился с журналистами председатель фонда «Гала – Сальвадор Дали» Хорди Меркадер Миро. 

Пройдя в юном возрасте через влияния многих школ и течений, в 1929 году Сальвадор Дали примкнул к движению сюрреалистов, возглавляемому Андре Бретоном, и вскоре стал одной из его главных фигур. В сюрреализме он находит себя и в полной мере реализует свой огромный творческий потенциал. Увлечение психоанализом и теорией бессознательного и одновременно – Вермеером и другими старыми мастерами, создают феномен живописи Дали, его пейзажей, озаренных магическим светом и населенных причудливыми образами, материализующими его страхи и желания. В небольших работах 1930-х годов художник достигает вершин своего живописного мастерства. Этот период замечательно иллюстрируют работы «Пейзаж с загадочными элементами» (1934), «Фигура и драпировка на фоне пейзажа» (1935) и «Обычный языческий пейзаж» (1937), в который Дали вписывает голову Зигмунда Фрейда – мыслителя, оказавшего на него несомненное влияние.

С 1940 по 1948 год Дали живет в Соединенных Штатах, создавая не только новые произведения, но и свой имидж универсального художника, наподобие великих мастеров эпохи Возрождения. Он пишет картины, иллюстрирует книги, создает театральные декорации и костюмы. В 1944 году он ставит первый «параноидальный» балет «Безумный Тристан» на музыку Рихарда Вагнера с хореографией Леонида Мясина. Несколько живописных работ на тему «Безумного Тристана» будут демонстрироваться на выставке. Также впервые в России будет показано важнейшее произведение этого периода – «Мягкий автопортрет с жареным беконом» (1941), в котором отразилось стремление художника «избавиться от своей старой кожи, кожи бесформенной и революционной жизни» и обрести новый смысл своего искусства в идеалах Возрождения.

«Дали хотел быть бессмертным. И такие выставки и то, насколько сильно люди ждали эту выставку, показывает его популярность. Он, действительно, стремился к идеалу, к техническому мастерству и прекрасно знал и историю, и историю искусства. На этой выставке мы увидим, что во многих его работах существуют отсылки к разным авторам – Вермееру, Веласкесу, Микеланджело, Рафаэлю, но также мы увидим, что этот человек очень любил экспериментировать. Он стремился всегда изображать реальность, реальность внутреннюю и географическую. С самых молодых лет он понял, что его видение реальности отличается от других людей. В своих работах он стремился с фотографической точностью запечатлевать и реальность интимную, которая существует в мире слов, желаний, в мире неосознанного. Ео работы создают имаджинариум, в котором может участвовать каждый», – уверена куратор выставки, директор Музеев Дали фонда «Гала – Сальвадор Дали» Монсе Агер. 

Вторая половина 1940-х и 1950-е годы отмечены обращением Дали к «ядерному мистицизму» и работам большого формата. Ядерные взрывы в Хиросиме и Нагасаки глубоко потрясли художника и оказали огромное влияние на его творчество – его целью теперь стало достижение понимания скрытых сил и законов мироздания, а также овладение ими при помощи мистики. Одна из главных картин этого периода – «Дематериализация под носом Нерона» (1947) является художественным осмыслением расщепления атома.

Еще одна важная грань творчества Дали – оптические иллюзии и стереоскопическая живопись. Начиная с 1960-х годов и до конца своей жизни, художник восхищался наукой и новыми технологиями, и активно использовал в своих работах стереоскопию и голографию, считая их языком будущего. На выставке будет представлено важнейшее произведение этого периода ­– стереоскопический диптих «Дали со спины, пишущий Галу со спины, увековеченную шестью виртуальными роговицами, временно отраженными в шести настоящих зеркалах».

Последний период творчества Дали отмечен обращением к наследию Микеланджело и Веласкеса, а также удивительно современными для своего времени экспрессионистическими полуабстрактными композициями.

Живопись на выставке дополняют мастерски сделанные рисунки 1930–40-х годов, а также полная серия гравюр, иллюстрирующих «Божественную комедию» Данте – проект, над которым Дали работал в 1959–63 годах. Среди рисунков особый интерес представляют оригинальные иллюстрации к книге «50 секретов магического мастерства», которую Дали написал в 1948 году, изложив в свойственной ему эксцентричной манере свое понимание живописи.

«Магическим искусством» или «магическим мастерством» Дали называл живопись, полагая, что техническое совершенство столь же значимо для художника двадцатого века, как и для мастеров эпохи Возрождения. Вслед за Леонардо да Винчи он считал живопись важнейшим из искусств и мечтал спасти ее от «лени и хаоса», в которые она погрузилась в современном мире.

Последний из 50 секретов, которые должен постичь живописец, согласно книге Дали, состоит в том, что руку живописца, севшего за мольберт, должен направлять ангел. Этот последний, он же самый первый по необходимости секрет, связан с удивительной личностью жены и музы Сальвадора Дали – Галы. Ее образ пронизывает все творчество мастера, ее значимость он постоянно превозносит в своих книгах. Гала – в девичестве Елена Дьяконова – мистическая нить, связывающая великого художника с Россией.

«Дали был человеком, безгранично влюбленным в искусство, в свою жену Галу и в самого себя, – и страстно желавшим бессмертия всему, что он любил. Эти поиски нашли свое отражение в живописи Дали, в равной степени обращенной в прошлое человеческой культуры и в ее будущее. Этому яркому, глубокому и неразрывно связанному с лучшими достижениями европейской цивилизации художнику мы посвящаем нашу выставку», – В.С. Воронченко, Председатель правления культурно-исторического фонда «Связь времен», директор Музея Фаберже.

Художник и писатель, сюрреалист и классик, бесконечно эпатажный и необыкновенно глубокий человек – таким предстанет Сальвадор Дали перед российским зрителем, а его «магическое искусство» послужит проводником в созданные им миры.

«Это не разовый проект, а целая серия выставок. Для нас это очень важный проект, потому что это самый очевидный успех в области государственно-частного финансирования искусства. Политика фонда очень созвучна нашим устремлениям – позиционирования Москвы как крупнейшего культурного мегаполиса мира», – отметил министр культуры Москвы Александр Кибовский.

Культурно-исторический фонд «Связь времен» – некоммерческая организация, которая осуществляет проекты, направленные на возвращение в Россию утраченных культурных и исторических ценностей.

Музей Фаберже продолжает серию резонансных выставок наиболее известных и влиятельных художников XX века, в рамках которой уже состоялись показы работ Фриды Кало и Диего Риверы, Амедео Модильяни, Хаима Сутина и др. Выставка «VIVA LA VIDA. Фрида Кало и Диего Ривера» в московском Центральном выставочном зале «Манеж», которую за 3 месяца посетило около 400,000 человек, была признана самой популярной и посещаемой выставкой года в России.

Фотографии Веры Юрокиной

 

%d такие блоггеры, как: