ДРАМАТУРГИЯ УИЛЬЯМА БАТЛЕРА ЙЕЙТСА: 1892–1910. ЧАСТЬ 4

Егор Сидорук

Мы запускаем «театральный сериал» – каждый месяц новая история. Новый год – новый сериал. На этот раз ирландский. И посвящен он драматургии Уильяма Батлера Йейтса, о которой рассказывает Сидорук Егор.

Глава 1. Рождение театра: сила духа и любовные чары

Фрэнк и Уильям Фэй увлекались театром с детства. В девятнадцать лет младший брат Вилли поступил в бродячую труппу и шесть лет провёл за пределами Дублина, успев освоить за эти годы все театральные профессии, но потом, по настоянию брата, всё же осел в столице, вернувшись к профессии электрика, приносившей стабильный доход. Фрэнк в это время работал в бухгалтерской фирме и возглавлял небольшую театральную труппу. Предметом его особого интереса была техника сценической речи. Используя методы итальянских мастеров бельканто, он развил голос и таким же способом тренировал своих актёров. Разумеется, руководитель группы юных любителей сценического искусства учил их не только красиво говорить, а стремился дать всестороннее образование, делясь богатствами из своей библиотеки, в которой было собрано множество книг и газетных вырезок, имевших отношение к истории театра. Также они старались не пропускать ни одного из зарубежных гастролёров, приезжавших в Дублин, чтобы держать руку на пульсе европейской театральной жизни, после просмотра все вместе тщательно анализировали спектакль. Такой серьёзный подход к образованию создавал всё необходимое для накопления в драматическом кружке Фэев большого творческого потенциала, который полностью раскрылся при встрече с основателями Ирландского Литературного театра.

Актер и продюсер Уильям Фэй

Поводом для первого контакта с Йейтсом послужила рецензия на «Страну, желанную сердцу», написанная Фрэнком. Перед тем, как публиковать статью, он отправил автору пьесы письмо, посвящённое теме важной для обоих – произнесению стиха на сцене. Впервые Йейтс увидел труппу братьев Фэй в постановке ничем не примечательной исторической мелодрамы Алисы Миллиген, но вышел со спектакля воодушевлённым. В том же 1901 году он пригласил Уильяма Фэя для режиссуры одноактной пьесы Дугласа Хайда «Как свили верёвку», показанной 21 октября. Автор произведения был президентом «Гэльской лиги» и участвовал в спектакле вместе с другими членами общества.

Театр выполнил заявленное в манифесте обязательство поставить «кельтскую» пьесу и закрылся. Разногласия его основателей по поводу того, должно ли искусство быть национальным или националистическим, католическим или свободным от религии, стали слишком острыми. Возникшие в творческом процессе трудности также показали, что попытки воплотить ирландскую драматургию силами английских актёров, мысливших совершенно другими творческими категориями, не приносят удовлетворительных результатов. Пора было переводить дело на другие рельсы. Из четырёх основателей театра «у руля» остались только Йейтс и Грегори. Братья Фэй готовы были оказать всестороннюю творческую поддержку. Фрэнк, восхищаясь эстетическими достоинствами драматургии Йейтса, всё же советовал автору «выбирать более энергичные темы». Ему, как и Мод Гонн, главе патриотического общества «Дочери Эрин », многие участницы которого входили в состав труппы, было не чуждо желание превратить сценические подмостки в политическую трибуну. И драматург предоставил им подходящий материал.

Поскольку Мод Гонн приняла сторону противников спектакля в печатных баталиях, возникших из-за премьеры «Графини Кэтлин» и категорически отказалась исполнять главную роль, разбив ещё одну мечту поэта, он написал для любимой женщины другое произведение – «Кэтлин, дочь Холиэна» (1902). Йейтсу не пришлось идти против природы собственного дарования, текст органично принял в себя политическое содержание, сохранив при этом символическую. Схема действия в новой пьесе почти полностью повторяет «Страну, желанную сердцу». Здесь главный персонаж тоже покидает семейный очаг по зову сверхъестественного существа, но смысл происходящего диаметрально противоположен в сравнении с предыдущей пьесой. Человек стряхивает оковы быта не ради ухода в мир чистой красоты и личного счастья, а ради активного участия в жизни, подвига, который, возможно, принесет стране свободу.

Время действия имеет формальную привязку – 1798 год, когда в Киллале произошла высадка французского десанта, войск Великой французской революции, присланных на помощь угнетенному народу. Военная авантюра не имела серьёзных исторических последствий для Ирландии, тем не менее, в народе сохранилась добрая память об этом событии. Бедная крестьянская семья хлопочет по случаю завтрашней женитьбы старшего сына на богатой невесте, прислушиваясь к шуму толпы на берегу моря. Разговор родителей жениха о приданом и будущем детей – замечательная, сочная бытовая сценка, чуть ли не единственная во всём творчестве драматурга (если не считать пьесы «Горшок с похлёбкой», написанной в том же году в соавторстве с леди Грегори) . Их диалог обрывается с приходом загадочной странницы. Хозяева гостеприимно встречают нищую, но она отказывается от воды, пищи и денег, рассказывая о своей утраченной земле. Смысл её слов о четырёх зелёных полях (имеются в виду четыре королевства, на которые была поделена Ирландия до пришествия завоевателей – Ольстер, Ленстер, Манстер и Коннахт) остаётся туманным для старшего поколения. А Майкл, будто зачарованный песней о героях, боровшихся за свободу Ирландии в былые времена, забывает о свадьбе, вырывается из объятий невесты и устремляется вслед за незнакомкой. Когда ошеломлённая мать спрашивает у младшего сына, не заметил ли он старуху, бредущую по дороге, тот отвечает, что видел лишь прекрасную девушку с поступью королевы.

Мод Гонн

Роль «родины» предназначалась для Мод, чьё лицо и голос были хорошо знакомы всем зрителям по многочисленным выступлениям революционерки на митингах. Легко читаемый символ возрождения страны и так с огромным энтузиазмом воспринимался националистами, а её участие в спектакле многократно усиливало накал патриотических страстей. Но это был слишком предсказуемый и легкий успех, чтобы стать серьёзной причиной для радости. По иронии судьбы, автор, чьи задачи в искусстве всегда лежали в стороне от агитации, создал драму, ставшую самым талантливым и убедительным призывом к вооружённой борьбе за независимость. Даже много лет спустя, уже практически подводя итоги жизни, поэт продолжал с горечью спрашивать себя в стихотворении «Человек и эхо»:

Я ли пьесою своей
В грозный год увлёк людей
Под огонь английских ружей?

Речь идёт о Пасхальном восстании 1916 года, когда в результате попытки военного переворота и провозглашения Ирландской республики в Дублине погибли сотни мирных жителей, шестнадцать руководителей восстания были казнены. Человеческие потери с английской стороны были гораздо менее значительными, поскольку правительство сразу приняло жёсткие меры против бунтующих, армия провела артиллерийский обстрел города, многие здания были разрушены. Но в 1902 году до кровавой трагедии было еще далеко, социальная напряжённость не витала в воздухе столь явно, поэтому идеальным героем для Йейтса оставался не борец, а искатель. О самом ярком представителе этого типа протагонистов – музыканте Форгэле – пойдёт речь в следующей главе.

Author

Поделиться: