ДРАМАТУРГИЯ УИЛЬЯМА БАТЛЕРА ЙЕЙТСА: 1892–1910

Егор Сидорук

Мы запускаем «театральный сериал» – каждый месяц новая история. Новый год – новый сериал. На этот раз ирландский. И посвящен он драматургии Уильяма Батлера Йейтса, о которой рассказывает Сидорук Егор.

Ирландский национальный театр родился на рубеже XIX и XX веков. Ирландия к тому времени уже семь столетий была подчинена английской короне. Эта особенность социального положения страны оставила неизгладимый  отпечаток на её культуре. Живое развитие гэльского языка было  практически остановлено, на нём говорили только жители отдалённых сельских районов острова. Бардов – поэтов и хранителей фольклора – английские власти преследовали и отправляли на виселицу. Но, несмотря на гонения и запреты, сказания о чудесах и героях прежних времён не были полностью утрачены, кельтская мифология дождалась своих исследователей. Когда на фоне очередного подъёма национально-освободительного движения у ирландцев возник горячий интерес к истории и культуре собственной страны, энтузиастам удалось собрать множество старых легенд. Этот богатый материал, на несколько веков запрятанный глубоко в кладовые народной памяти, послужил основой для сюжетов пьес У. Б. Йейтса (1865–1939). Вместе с другими славными представителями интеллигенции он многое сделал для культурного возрождения Ирландии. В отличие от Бернарда Шоу и Оскара Уайльда, покинувших родину, которую колониальное положение превратило в отсталую, малонаселённую провинцию, в поисках более широкой аудитории в лице английской театральной публики, Йейтс не собирался отдавать свои творческие силы на службу метрополии и, в каком-то смысле, сам создал свою публику. Более половины жизни поэт посвятил делу театра, став не только автором, постановщиком и сценографом для своих драм, но и теоретиком театрального искусства.

Почему собственный театр не появился у щедро одарённого талантами народа раньше? Историки не могут дать однозначный ответ на этот вопрос. Скорее всего, такое положение дел возникло потому, что в покорённой стране сильно затормозился процесс роста городов, которые могли бы стать центрами культуры. Существует и другое объяснение: рукописи с драматическими текстами могли уничтожать священники, как протестантские, так и католические. Чтобы правильно понимать, в сколь сложных условиях приходилось делать ирландскому театру свои первые шаги, надо иметь верное представление о роли религии в жизни ирландского общества. Почти все коренные жители страны были католиками, младшие и средние чины духовенства часто выступали организаторами очередных восстаний против английских захватчиков, исповедовавших протестантизм. Поэтому, если возникала хотя бы видимость ущемления прав католической церкви, любой патриот считал это угрозой достоинству Ирландии. 

Начав театральную деятельность, Йейтс на собственном опыте ощутил, насколько болезненной может быть реакция задетого самолюбия националистов и оскорблённых чувств верующих. Его драматургический дебют вызвал шквал негодования религиозных фанатиков. Но холодный приём не смутил автора, мечтавшего о создании поэтического театра, где звучащее со сцены слово будет самым действенным средством выразительности. Разумеется, одной доброй воли Йейтса было недостаточно для того, чтобы в Дублине впервые начала создавать спектакли труппа, не состоящая из английских гастролёров и, тем не менее, сумевшая впоследствии покорить взыскательные сердца лондонских критиков. Поэт искал и обретал союзников, помогавших найти решение тех сторон театрального вопроса, о которых литератор не мог иметь достаточно чёткого представления. Первые постановки, возникавшие в условиях отсутствия постоянной площадки, благодаря усилиям любительского коллектива были делом крайне сложным, а реализация идей автора пьес – противоречивой. Знакомство с особенностями сценического творчества стимулировало драматурга к пересмотру художественных устремлений и соответствующей переделке пьес. Цель данной работы – рассмотреть сюжеты и основные идеи пьес, а также проследить эволюцию взглядов Йейтса на сущность конфликта в драме и на принципы декорационного оформления сцены в период с 1892 по 1910 год. Временные границы обусловлены тем, что в 1892 году Йейтс написал первую зрелую пьесу («Графиня Кэтлин»), а в 1910 создал «Зелёный шлем», после чего наступила шестилетняя пауза в творчестве писателя, предназначенном для театра. Далее автор вступил в новую фазу развития таланта. Все драматические тексты, написанные по окончанию перерыва, отмечены влиянием японского театра «Но». Подробное рассмотрение поздних произведений потребовало бы значительного расширения объёма работы, поэтому автор исследования решил ограничиться кругом тем, перечисленных выше.

Author

Поделиться: