ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ТЕАТРАЛЬНОЙ СЦЕНЫ ГЕРМАНИИ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА

Сцена Мюнхенского художественного театра. Вид из зрительного зала.

Мы запускаем «театральный сериал» – каждый месяц новая история. После небольшого перерыва мы вновь обращаемся к истории. Выпускница ГИТИСа, Валентина Елшанская знакомит нас со сценическим пространством немецкого театра, «не переключайтесь» – до конца декабря вас ждет много открытий. 

Современный сценический язык своим возникновением обязан не только процессам обновления, происходившим в драматургии и актерском искусстве на рубеже веков, но и реформе сценического пространства, которую одновременно совершила режиссура.

В сущности, само понятие сценического пространства, как одной из структурных основ спектакля, возникло в процессе эстетической революции, начатой натуралистами в прозе и театре. Еще у мейнингенцев в 70-е годы прошлого века их писаные декорации, тщательно выверенные и приведенные в соответствие с данными, которыми располагала тогда историческая наука, учитывавшие даже новейшие открытия археологов, были, тем не менее, всего лишь фоном для игры актеров.

В развернувшейся впоследствии сложной и острой борьбе различных художественных направлений в театральном искусстве конца 19 – начала 20 века сценическое пространство всякий раз по-новому интерпретировалось, но неизменно воспринималось как мощное, а подчас и решающее средство выразительности. Понятие сценического пространства обрело – вместе с развитием искусства режиссуры – важнейшее значение. Та или иная пространственная концепция впредь уже не только предопределяла характер драматического действия, но подчас наиболее радикально выражала главную идею спектакля в зависимости от того, к какой конкретной цели стремился режиссер: к полнейшему жизнеподобию или к театральной условности [1].

Конечно, иначе и быть не могло, ибо как только родилось искусство режиссуры, театр спросил себя: почему пространство должно быть в данном спектакле организовано только так, а не иначе. Режиссура призвана была реализовать сценическими средствами некую общую картину мира, ту или иную, а не только фигуру героя. Вот почему возникновение режиссуры с самого начала оказалось неразрывно связанным с проблемами сценической характеристики (а в дальнейшем – активной интерпретации) места действия, т.е. внешнего мира, окружающего драматического героя. В свою очередь интерпретация внешнего мира тотчас же стала чрезвычайно актуальной проблемой, разные решения которой наиболее наглядно демонстрировали резкие различия почти одновременно возникших и друг с другом споривших театральных концепций.

 Как отмечает в своей работе В.В. Базанов, если разделить эти проекты на группы по наиболее общим признакам, то таких групп было три. Первая складывалась из различных вариантов открытой сцены. Вторая пыталась объединить открытую сцену с коробкой. Третья – предлагала варианты модернизации классической сцены. Таким образом, никому не удавалось уйти за пределы двух вариантов соотношений зрительского и сценического пространства – игры в одном, объединенном со зрителями пространстве, или в двух раздельных [2].

Практически ни один из предлагаемых вариантов не был реализован. Исключение составляли весьма немногочисленные проекты, заказанные крупными европейскими режиссерами. К их числу относится строительство так называемых бездекорационных сцен, таких как Мюнхенский Художественный театр, Шекспировская сцена в том же Мюнхене и ряд других театров Германии и России.

В истории сцены начала 20 века особое место принадлежит немецкому театру. Ни в одной другой стране Европы не возникло столько новаторских идей и столько театральных зданий традиционного и нетрадиционного типа, как в Германии. Реформаторское движение в немецкой театральной архитектуре началось в тридцатые годы 19-го столетия благодаря трудам выдающихся архитекторов Ф.Шинкеля и Г.Земпера. Однако понадобилось больше чем полстолетия, чтобы брошенные ими семена дали богатые всходы.

Конец 19-го – первая треть 20-го вв. были насыщены множеством предложений по изменению формы сцены, ее постановочных возможностей и технического оснащения. Предлагались самые смелые решения и формы, целый ряд интересных вариантов новой сценической площадки. В их основе лежало непременное желание найти форму новой сцены и предоставить режиссеру и художнику как можно больше постановочных возможностей. Режиссер определял «лицо» театра – его основные принципы в выборе драматургии, формирование репертуарной политики, определение целевой аудитории своего искусства. Каждый режиссер по своему видел театральное действо, его визуальную и пространственную составляющие, взаимоотношение сцены и зрительного зала. Именно из этого многообразия представлений рождаются совершенно разнообразные типы театральных сцен, различные по своему типу и характеристикам. Часть из них были спроектированы под конкретные требования режиссера, часть – исходя из общих театральных тенденций того времени.

[1] Бачелис Т.И Эволюция сценического пространства (От Антуана до Крэга) – В кн. Западное искусство ХХ век. М., «Наука», 1978

[2] Базанов В.В. Театральные здания и сооружения: структура и технология. С-Пб, СПбГАТИ, 2007.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

%d такие блоггеры, как: