В МОСКВЕ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ПРОЙДЕТ МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «LARK+ЛЮБИМОВКА»

Анастасия Павлова

Cо 2 по 6 декабря в Центре им. Вс. Мейерхольда российские переводчики, драматурги, режиссеры и актеры разберут и адаптируют не представленные ранее в России пьесы американских авторов.

«Нам важно, чтобы пьесы имели значение для сегодняшних США и американского театра, но при этом могли бы резонировать здесь. Иногда мы сталкиваемся с интересными и важными текстами, которые требуют понимания неочевидного культурного и исторического контекста, политических и общественных реалий. Их надо объяснять или искать аналоги в нашем контексте, и это сложный вызов. Иногда мы его принимаем. А есть и другие примеры, когда ты читаешь пьесу и вдруг «щелк», и сразу понятно, как это будет работать для российского зрителя. И вам это смешно, и нам это смешно, для вас это драматично, и для нас это драматично. Но в таком случае тоже должны быть какие-то непростые вызовы для перевода и адаптации: юмор, идиомы, национальная специфика. Мы ищем работы, которые заставят всех участников процесса узнать что-то новое и попытаться творчески это осмыслить», – ​рассказывает Евгений Казачков, куратор программы со стороны «Любимовки».

Результатом лаборатории станут ​открытые читки пьес​ 7​ сентября ​ на площадке «8/3» в Москве, и 11 декабря ​ в Санкт-Петербурге в театральном пространстве «Скороход». После каждого показа пройдут дискуссии с участием авторов, широкой аудитории и театральных профессионалов. 

В формировании программы участвуют отборщики с американской и российской стороны. В этом году «Любимовку» представляли: переводчик Оксана Алешина, драматург, сценарист и арт-директор «Любимовки» ​Мария Огнева и драматург Светлана Петрийчук.

В этом году «LARK+Любимовка» представит три пьесы: «Эдит умеет стрелять и попадать» (Edith Can Shoot Things and Hit Them) Рея
Паматмата (​ A. Rey Pamatmat), ​ «Партия Антилопы» (​The Antelope Party) ​Эрика Джона Майера (​Eric John Meyer) и «Кое-что про йогу» (​Yoga Play) ​Дипики Гуха (​Dipika Guha​).

«Эдит умеет стрелять и попадать» – драма о 12-летней девочке Эдит, ее 16-летнем брате Кенни и его однокласснике Бенджи. Мама Кенни и Эдит умерла, а отец ушел к другой женщине. Брат и сестра живут на заброшенной ферме в американской глубинке, и сами заботятся друг о друге – отец только присылает деньги на еду, и то, если не забывает. И казалось бы, никому нет до них дела, пока дружба Кенни и Бенджи не перерастает в нечто большее. Семья Бенджи узнает об этом, и их привычному распорядку жизни приходит конец. Мир взрослых становится для них враждебным, и они объявляют этому миру войну, вставая на защиту тех, кого  любят.

«В пьесе всего три героя, и это подростки, а взрослые здесь появляются только как тени или видеопроекция. Ведь пьеса именно об этом — о столкновении этих двух миров, «настоящего» мира Эдит и враждебного мира взрослых, «посторонних», которые только и могут, что все портить. И Эдит, как умеет, встает на защиту тех, кого она любит.

В самом начале пьесы автор оставляет ремарку для режиссеров – все роли в «Эдит умеет стрелять и попадать» должны играть взрослые, а не подростки. Это соответствует самой интонации пьесы: автор не смотрит свысока на детские проблемы. Его герои говорят как взрослые, потому что они на самом деле взрослые, ведь дети, предоставленные сами себе, становятся такими очень рано. Они принимают решения самостоятельно и готовы нести за них полную ответственность», – рассказывает от пьесе драматург Светлана Петрийчук.

Рей Паматмат учился в Университете Нью-Йорка и Йельской школе драмы. Участник и один из руководителей драматургической лаборатории Ma-Yi, стипендиат программ Playwright of New York, Princeton’s Hodder, NYFA Playwright, Truman Capote Literary Fellowship, призер награды Princess Grace. Преподает в Школе исполнительских искусств им. Марвина и Анны Айнхорн и Cornish College of Arts. Автор пьес «После всех ужасных вещей, что я сделал», «Правила дома» и других, спектакли по которым регулярно участвуют в театральных фестивалях.

««Партия Антилопы» – это история о выживании в условиях наступающего тоталитаризма, пусть и в масштабах одного небольшого города. Что делать? Игнорировать, мимикрировать, разоблачать, пытаться бороться изнутри? Вот вопросы, которые ставит Майер. Кроме того пьеса разбирается с проблемой расовых  взаимоотношений. И всё это, конечно, перекликается с тем, что время от времени происходит и в нашей стране», – говорит о пьесе переводчик Оксана Алешина.

Эрик Джон Майер регулярно сотрудничает с такими нью-йоркскими театральным и организациями как Playwrights Horizons, The Lark, Clubbed Thumb. Его пьеса «Партия Антилопы» (опубликована издательством Broadway Play Publishing) была впервые поставлена в театре Wit в Чикаго, а весной 2020 г. состоится её премьера в Нью-Йорке на сцене The Wild Project. Другие пьесы Эрика можно было видеть на эдинбургском фестивале Фриндж, на сцене Actors Theatre of Louisville и Backyard Ballroom в Новом Орлеане. Совместно с Джин Энн Дугласс Эрик стал основателем группы Human Head Performance Group, известной исполнением оригинальных театральных постановок в 7-метровых кузовах грузовиков компании Budget​.

«Российскому театру не хватает остроумных комедий не про измены и любовников, а о процессах, происходящих в обществе сегодня. И пьеса «Кое-что про йогу» – как раз одна из таких. Это современная смешная история про хипстеров и для хипстеров, про мир, в котором всё продается и всё покупается, включая подлинность и духовность. Двуличность корпораций, культура потребления, лукизм и лицемерие бизнеса, продвигающего «здоровый образ жизни», равноправие и феминизм: это лишь некоторые из тем, которые затрагиваются в пьесе», – рассказывает драматург Мария Огнева о пьесе.

Дипика Гуха родилась в Калькутте, выросла в Индии и Великобритании, училась в России, живет в Калифорнии. Её пьесы ставились в США, Канаде и Великобритании.
Получила степень магистра изящных искусств в Йельской школе драмы под руководством Полы Вогель (Paula Vogel). Постоянный драматург театрального клуба Манхеттена, Репертуарного театра Южного берега и Бэррингтон-сцены. В качестве сценариста работала на телепроектах Black Monday (Showtime), Sneaky Pete (Amazon), American Gods (Starz) и сериалах телеканала AMC.

«Lark предлагает нам тех авторов, кто находится у них на радаре. Драматурги, с которыми они работают постоянно и кому помогают, проходят до этого серьезный отбор. В Lark прежде всего смотрят на потенциал, мотивацию, на то, к чему автор стремится, на способность четко формулировать свои цели. Та работа, которую они проводят с драматургами, приносит мощные результаты. Например, несколько лет подряд люди из их круга собирают важные премии за достижения в области театра, как, например, Мартина Майок (Martyna Majok), получившая в прошлом году Пулитцеровскую премию в номинации «Драматургия» за пьесу «Стоимость жизни» (Cost of Living). Мы, в свою очередь, приглашаем и маститых авторов, и тех, кто только что “выстрелил” или вот-вот “выстрелит”. Бывает, что мы успеваем выхватить авторов за пять минут до их большого карьерного и творческого успеха, когда они уже нарасхват, и их зазывает телевидение, кино, театры и университеты», – ​поясняет Казачков.

Сотрудничество «Любимовки» и LARK началось еще в середине нулевых. В 2014 году проект заработал на постоянной основе и перерос в регулярную долгосрочную программу культурного и творческого обмена между российским и американским театральными сообществами вне коммерческих и политических рамок».

За это время в США свои пьесы представили Ксения Драгунская, Олжас Жанайдаров, Родион Белецкий, Михаил Дурненков, Юлия Тупикина и Ринат Ташимов. Из Америки в Россию в рамках программы приезжали дважды финалист Пулитцеровской премии и трижды номинант на Tony Award Артур Копит (Arthur Lee Kopit), финалист Пулитцеровской премии Раджив Джозеф (Rajiv Joseph), номинант на Tony Award и ​Laurence Olivier Award​, лауреат театральной премии Obie Роберт Аскинс (​Robert Askins)​, а также восходящие звёзды американской драматургии как Оливия Дюфо (Olivia Dufault), Доминик Мориссо (Dominique Morisseau) и Адреа Том
(Andrea Thome).

Так, в Москве в 2016 году в рамках лаборатории «LARK+Любимовка» Оксана Алешина впервые перевела на русский язык, а Валерий Печейкин адаптировал пьесу Роберта Аскинса «Длань господня» (Hand of God). В тот же год пьеса стала номером один по числу постановок в США в сезоне 2016–2017 годах и принесла автору сразу две важные номинации – на Tony Award и ​Laurence Olivier Award, а кроме того победу на ​Obie. Другой пример — знаменитый Артур Копит, чья карьера сложилась задолго до его поездки в Москву и участия в программе. Его пьеса «Крылья» появилась на американской сцене в конце 70-х, была в списке номинантов на Пулитцеровскую премию. По признанию многих режиссеров и актеров в США вдохновила их заняться театром, но была переведена в России именно в рамках лаборатории 2014 года.

The Lark ​– международная театральная лаборатория, которая базируется в Нью-Йорке и занимается помощью драматургам, поиском и развитием молодых авторов, представлением их работ. Lark организует фестивали и семинары, предоставляет молодым драматургам финансирование, профессиональные связи и представляет их работы широкой аудиторией не только в США, но и по всему миру.

Фестиваль драматургии «Любимовка»​ – старейший и самый масштабный драматургический смотр в России. В качестве начинающих авторов свои пьесы на фестивале в разное время представляли Михаил Угаров, Елена Гремина, Иван Вырыпаев, Василий Сигарев, Ксения Драгунская, Максим Курочкин, братья Пресняковы, братья Дурненковы, Юрий Клавдиев, Евгений Гришковец. Фестиваль ищет новые голоса, представляет новые пьесы, организует лаборатории и семинары, продюсирует спектакли.

Вход на мероприятия свободный, по предварительной регистрации.

Author

Поделиться: