В ТЕАТРЕ «ЭРМИТАЖ» ОТМЕТЯТ 100-ЛЕТИЕ ГОСЕТА

Предоставлено пресс-службой

25 ноября в Московском театре «Эрмитаж» пройдет вечер, посвященный Государственному еврейскому театру. Он подготовлен Московским театром Грановского и Российской государственной библиотекой искусств при содействии Московского театра «Эрмитаж».

В пресс-конференции примут участие: Главный раввин России Адольф Шаевич; Президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер; Директор Российской государственной библиотеки искусств Ада Колганова; Дочь актера ГОСЕТа, ученика Грановского Вениамина Зускина Алла Зускина-Перельман (Израиль); Внучка актера ГОСЕТа, ученика Грановского, дублера Михоэлса Меера Штеймана Анна Фридлянд-Метер; Внучка актрисы ГОСЕТа, ученицы Грановского, Либы-Рейзы Ром Марина Карлова; Дочь актеров ГОСЕТа, учеников Михоэлса Сарры Фабрикант и Михаила Минскера Юлия Ганкина-Минскер; Дочь режиссера ГОСЕТа Леонида Лурье Елена Гольцфарб-Лурье (Израиль); Племянница художника ГОСЕТа Александра Лабаса, руководитель Фонда содействия сохранению творческого наследия художника Александра Лабаса (Лабас-Фонд) Ольга Бескина-Лабас; Доктор философии, профессор Университета Квин (Queen’s University, Кингстон, Канада) Василий Шедрин; Руководитель Московского театра Грановского, актер и режиссер Московского театра на Таганке Игорь Пехович; Искусствовед, крупнейший специалист по истории ГОСЕТа и «Габимы» Владислав Иванов; Доктор исторических наук Геннадий Костырченко; Художественный руководитель Московского театра «Шалом», народный артист РФ Александр Левенбук и Актер Московского театра «Шалом» Геннадий Абрамов

В 20. 00 будет представлен спектакль «Строитель» Соломона Михоэлса. 

Ровно сто лет назад студиец Петроградской еврейской театральной студии Шломо Вовси – будущий великий актер Соломон Михоэлс – написал маленькую пьесу «Строитель» по мотивам сюжета о строительстве Вавилонской башни. Спектакль был поставлен руководителем студии Алексеем Грановским в июле 1919 года в Петрограде. После переезда театра в Москву пьесу больше никогда не ставили. А после гибели Михоэлса и закрытия ГОСЕТа текст пьесы долгие годы считался утерянным. Лишь в начале 90-х пьеса обнаружилась в архиве Бахрушинского музея. А в 2018 году отыскали и партитуру музыки, написанной для спектакля в 1919 году.
Этим небольшим драматическим наброском Михоэлс напророчил не только собственную судьбу и судьбу своего поколения, но и трагическую историю всего ХХ века. За прошедшие сто лет строилось множество подобных «башен» – памятников гордыне человека. Миллионы людей гибли при их строительстве, во имя безумных идей, но в конечном счете «башни» разваливались.
Полностью реконструировать спектакль Алексея Грановского невозможно. Зрителю предлагается взглянуть на пьесу «сквозь магический кристалл» тысячелетней истории.

Вечер приурочен к открытию 11-х Международных Михоэлсовских чтений в РГБИ (26-27 ноября, Б. Дмитровская, 8)

Государственный еврейский театр был открыт в 1919 и стал одним из ведущих театров первой половины ХХ века в нашей стране. В разное время им руководили  Алексей Грановский, Соломон Михоэлс, Вениамин Зускин. Репертуар шёл на идише, спектакли сопровождались живым оркестром. В театре, помимо драматических, шли музыкальные спектакли, также проводили экспериментальную работу со звучащим словом и движением. С ГОСЕТом сотрудничали ведущие художники: Марк Шагал, Натан Альтман, Роберт Фальк, Исаак Рабинович, Александр Тышлер, Александр Лабас. Спектакли театра создавались по мотивам произведений еврейской литературы. Театр был закрыт в 1949 году.
Московский театр Грановского существует с 2017 года. Он вырос из лаборатории, которую организовал ученик Юрия Любимова Игорь Пехович в конце 90-х. Его учителя и наставники – режиссеры Александр Вилькин и Нина Михоэлс, ученики Михоэлса Мария Котлярова и Иосиф Шейн, театроведы Владислав Иванов и Елена Тартаковская, директор РГБИ Ада Колганова. Свой первый спектакль «…но лучше мне говорить» (по текстам Библии и поэзии И. Бродского) Пехович ставит в театре на Таганке в 1993 году. Затем экспериментирует с текстами Бродского и Пушкина на сцене театра «Вернисаж» на Беговой.

В 2012 году на Малой сцене Театра на Таганке Пехович создает «Лабораторию Грановского» и ставит спектакли «Моцарт и Сальери» и «Король Лир». В 2015 году в Лабораторию вливаются его ученики-актеры – выпускники Московского государственного университета культуры и искусства (руководитель курса – Николай Поляков). В репертуаре театра – Шекспир, Пушкин, Чехов, Шукшин, Бродский.

Пехович активно пропагандирует театральную систему Грановского в России и за рубежом.

%d такие блоггеры, как: