В МОСКВЕ НАЧАЛИСЬ ГАСТРОЛИ БОЛЬШОГО ТЕАТРА КУКОЛ

Анастасия Павлова

На фото: сцена из спектакля «Никита и кит». Фото предоставлено пресс-службой

11 и 12 ноября на трех московских площадках пройдут гастроли Большого театра кукол. Будут представлены 3 спектакля: «Колобок», «Мы» и «Никита и кит».

Сегодня были сыграны два спектакля «Колобок» на сцене «Под крышей» Театра им. Моссовета и «Никита и кит» в Московском областном ТЮЗе. 

Камерный спектакль «Никита и кит» — это печальная история об одиночестве, взрослении и понимании, но одновременно – смешная сказка о дружбе мальчика с китом «на краю мира». «Никита и кит» — это моноспектакль, на сцене – один актёр, Роман Дадаев, который играет всех сразу: мальчика, кита, отца-китобоя. Помимо камерности и определяющей работу интонации доверительного диалога с юными зрителями, стиль её отличает принципиально подчёркнутая аналогия: театр-игра и театр кукол вырастают из детских игр и игрушек, очень сильно их напоминая, но не ограничиваясь этими пределами. Это решение спектакля через «открытый приём» делает его одной из лучших возможностей познакомить ребёнка с явлением театра как таковым.

В «Колобке», адресованном самым младшим зрителям театра, мир в буквальном смысле рукотворен: куклы-участники спектакля – перчаточные либо в другой форме «ручные». «Колобок» – одна из популярнейших постановок БТК для детей, здесь много шерстяного, вязаного, тканого, что хочется потрогать – и после спектакля это можно сделать. 

12 ноября в Театре Луны пройдет спектакль «Мы», одна из легендарных постановок БТК. Сегодняшний Большой театр кукол – это прежде всего выпускники курса Кудашова, окончившие Санкт-Петербургскую театральную академию в 2011 году. «Мы» возник как студенческий спектакль этого курса ещё в 2009 году и стал одной из вех на пути изменения не только БТК, но и, прежде всего, представлений о возможностях театра кукол и языке, на котором он может говорить. Жанр антиутопии располагает к включению в действие кукол, в диалог между куклой и человеком-актёром, однако до Кудашова в театре кукол «Мы» никогда не ставили. Монохромный, по-театральному стильный мир спектакля – не скучный (здесь сохранился «студенческий» драйв и свобода художественных рифм – например, музыка «АукцЫона» в качестве саундтрека) и отнюдь не холодный. Знаменитый роман Оруэлла «1984» написан во многом под влиянием первопроходца жанра в ХХ веке – Евгения Замятина, и «Мы» в сравнении с позднейшими антиутопиями – чрезвычайно трепетный, сердечный текст, где есть место любви и метаниям живой вопреки всему души. В этой интонации и центральной теме спектакль Кудашова совпадает с литературным источником. Вместо привычных кукол в спектакле «играют» гапиты – трости-каркасы, «скелет» одной из разновидностей театральных кукол – тростевых. Спектакль Кудашова и его учеников в самом деле доказывает неограниченность возможностей театра кукол – на примере того, насколько выразительными здесь оказываются совсем невыразительные на первый взгляд гапиты. Кроме прочего, спектакль представляет особый интерес для тех взрослых зрителей, которые видели «семейный» хит БТК – постановку «Мой дедушка был вишней». Исполнитель роли маленького мальчика Тонино Михаил Ложкин в «Мы» играет инфернального и при этом не менее обаятельного Благодетеля – эта впечатляющая работа является свидетельством того, как много можно актёру в театре кукол – и как много такой актёр может в БТК.

 

Author

Поделиться: