КУДА ПОЙТИ В НОЯБРЕ: ВЫСТАВКИ НА ЛЮБОЙ ВКУС

Обзор выставок ноября Анна Оконова предложила начать с инсталляции, посвященной памяти Дмитрия Брусникина. До 17 ноября вы еще успеете побывать в мире этого человека, который расположился на 5 этажах в образовательном центре ММОМА, также до 17 ноября продолжается выставка работ Розмари Трокель, 15 ноября заканчивает свою работу экспозиция «Восточный джаз», собравшая уникальные среднеазиатские халаты и ткани из собраний московский и европейских коллекционеров, продолжает тему тканей обширная экспозиция, развернувшаяся в Музее Москвы — она работает до 15 декабря. В Еврейском музее и центре толерантности можно увидеть русский авангард, а на московской биеннале в Новой Третьяковке будут «ориентироваться на местности» 33 художника из 11 стран. 

ВЫСТАВКА ПАМЯТИ ДМИТРИЯ БРУСНИКИНА «ЧЕЛОВЕК РАЗМЕРОМ С ДОМ»

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА MMOMA

21.10.2019 – 17.11.2019

Выставка «Человек размером с дом» посвящена памяти актера и режиссера Дмитрия Брусникина, ушедшего из жизни в 2018 году. В экспозиции — личные вещи мастера, инсталляции и перформансы.

Она рассказывает о разных периодах жизни Брусникина. На первом этаже музея посетитель увидит цитаты актера и режиссёра, которые объединяют все части выставки, на втором этаже — инсталляцию к произведению «Три мушкетера». Любимой книге Брусникина также будет посвящен перформанс с участием учеников, друзей и коллег артиста МХТ: они будут ежедневно читать по одной главе романа.

Пространство третьего этажа сравнивает личность и биографию Брусникина с непрерывным движением железной дороги. В центре экспозиции — фрагмент футбольного поля, раскрывающий еще один, спортивный, талант мастера. Дмитрий Брусникин увлекался игрой в футбол и выполнял роль нападающего. Выставка покажет также десятки футбольных мячей, на которых указаны прозвища актера.

Личные вещи актера, аудио- и видеозаписи можно будет увидеть на четвертом этаже, выдержанном в эстетике одного из последних спектаклей Брусникина «До и после». В этой зоне будут регулярно проходить перформансы, посвященные театральному методу режиссера.

На пятом этаже разместится видеоинсталляция, собранная из архивов и рассказывающая о творческих планах Брусникина. Там же будет сыгран спектакль «Время роли», созданный на основе текстов 47 ролей, которые сыграл Брусникин.

В рамках выставки также пройдут публичные показы фильмов, спектаклей с участием артистов Мастерской Брусникина и фестиваля «Территория».

 

РОЗМАРИ ТРОКЕЛЬ

МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА

18.09.2019 – 17.11.2019

На художественной сцене 1980-х мужчины занимали доминирующее положение, и с этой ситуацией Розмари Трокель согласиться не могла. Она с уверенностью заявляет свою собственную позицию и противопоставляет фигуре художника-гения женские ролевые модели и смыслы. Ее работы в исключительной степени отражают женское измерение художественного творчества и настаивают на фундаментальной критике господствующей системы искусства.

Наряду с критическим запалом, произведения Трокель насыщены живыми образами и яркими, убедительными концептуальными конструкциями. Она подбирает ироничную и юмористическую форму для самого серьезного интеллектуального наполнения, при этом не обозначая конфликт напрямую и не впадая в догматику. Юмор и ирония помогают ей занять дистанцию — возникает ощущение, что во время работы Трокель будто наблюдает за собой со стороны и всегда сохраняет самокритичность. Ей удается высветить предрассудки, с которыми женщины сталкиваются как в обществе в целом, так и сфере искусства. Художница воссоздает эти стереотипы, остроумно расставляя тематические акценты и мастерски подчеркивая их противоречия. В одном из своих ранних шедевров, «Рисующей машине» (1990), которая представлена на нашей выставке, Трокель со всей виртуозностью доводит до абсурда клише о связи женского искусства с тихими ремесленными практиками и машинальным трудом. Благодаря механическому воспроизведению авторского жеста — живописного мазка кистью, «Рисующая машина» считывается как пародия на клише «художника-гения».

В начале 1990-х годов эту же стратегию Трокель применила в создании «вязаных картин», напоминающих размещенные на стене минималистские скульптуры. Художница избавила вещи, взятые из повседневной жизни женщины, от их традиционных функций. Подобно использованной в «вязаных картинах» шерстяной пряже — идеологически заклейменной как «типично женский» материал, — электрические конфорки теряют свою связь с банальностью быта или техникой. Будто женские эквиваленты «мужского» писсуара Марселя Дюшана — изначально произведенного промышленным способом без участия художника — эти вязаные картины и конфорки также смогли проникнуть в музей как вещи в статусе искусства.

В своих произведениях Розмари Трокель старается избегать прямолинейных высказываний и намеренно выбирает окольные художественные пути. Последовательно придерживаясь метода деконструкции, она ставит под сомнение каждый найденный ответ либо вообще отвергает его. Поэтому непосвященному наблюдателю ее работы могут показаться внутренне противоречивыми и сложными для понимания. Но, на первый взгляд разнородные произведения и серии работ Трокель являются элементами непрерывного исследования, основанного на естественнонаучном (Розмари Трокель уделяет особое внимание антропологии) и эстетическом принципах. При этом каждая серия ее работ словно опутана тонкой сетью ассоциаций, в которой изначальные смыслы и мотивы, будучи однажды сформулированными, в течение многих лет приобретают многочисленные воплощения в разнообразных медиа и таким образом постепенно объясняют сами себя.

 

ТКАНИ МОСКВЫ

МУЗЕЙ МОСКВЫ

20.09.2019 – 15.12.2019

С середины XIX и до конца XX века в Москве работали десятки фабрик, производивших самое массовое из декоративных искусств. На выставке «Ткани Москвы» можно будет увидеть заводские коллекции и эскизы тканей разных времен, от ар-нуво и агиттекстиля эпохи авангарда до тканей с оттепельными и космическими сюжетами. Все они помогают понять московский быт тех времен. Отдельный раздел «Вхутемас» будет посвящен 1920-м годам: становление СССР совпало с эпохой великих авангардисток — Людмилы Маяковской, Любови Поповой и Варвары Степановой.

Структурно выставка состоит из пяти разделов, представляющих историю московского текстиля с разных ракурсов: дореволюционной промышленности, ВХУТЕМАСу, витрину-«конвейер», 12 персональных микро-экспозиций, посвященных художницам, работавшим на протяжении всего XX века и архив.

На выставке представлено все разнообразие текстиля рубежа прошлых веков: от «народных» ситцев в мелкий цветок до образцов сложнейшей многослойной печати в стиле модерн, абстрактные рисунки дореволюционной эпохи и интерьерные панно с драконами, ирисами и насекомыми; макеты фабрик, документы и фотографии, связанные с ранней историей текстильных производств Москвы; реконструкция рабочих мест трех художниц и преподавательниц ВХУТЕМАСа: Людмилы Маяковской, Варвары Степановой и Любови Поповой; эскизы, подлинные ткани, журналы, документы и фотографии, а также архивная кинохроника, микро-экспозиции Марии Ануфриевой, Натальи Киселёвой, Натальи Кирсановой, Анны Андреевой, Натальи Жовтис, Елены Шумяцкой, Натальи Зыслиной, Татьяны Тихомировой, Ларисы Рубцовой и других; собрание сотен альбомов со старинными образцами раппортов с конца XIX до конца XX века.

 

ВОСТОЧНЫЙ ДЖАЗ/EAST WEST JAZZ

ГМИИ ИМ. А. ПУШКИНА

01.10.2019 – 15.11.2019

«Восточный джаз / East West Jazz» – экспозиция, в которой зрители увидят более 30 уникальных среднеазиатских халатов и тканей из собрания Александра Клячина и более двух десятков полотен послевоенной абстрактной живописи, собранных швейцарским коллекционером Жаном Клодом Гандюром. Расширив и дополнив экспозицию произведениями из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и парижского Центра Помпиду – Музея современного искусства – Центра промышленного дизайна, кураторы выставки расскажут о взаимодействии восточной и западной культур. Это будет выставка философская, эмоциональная и созерцательная, но не дидактическая.

 

«СОЮЗ МОЛОДЕЖИ. РУССКИЙ АВАНГАРД 1909–1914»

ЕВРЕЙСКИЙ МУЗЕЙ И ЦЕНТР ТОЛЕРАНТНОСТИ

24.10.2019 – 19.01.2020

В рамках выставки в Москву будут привезены такие шедевры как, «Усовершенствованный портрет И.В. Клюна» работы Казимира Малевича, «Пир королей» Павла Филонова, «Лучистый пейзаж» Михаила Ларионова. Также будут показаны малоизвестные произведения авангарда из Русского музея, художественных музеев России, Латвии и частных собраний. Работы для выставки предоставили 15 российских и зарубежных музеев, а также три частные коллекции.

За время существования «Союза молодежи» более 80 авторов смогли показать свои работы. Участие в деятельности общества оказало влияние на творчество ключевых фигур русского авангарда – Ларионова, Малевича, Татлина и других. Силами членов «Союза молодежи» была организована общероссийская площадка для общения между художниками и обмена новыми художественными идеями. Большой общественный резонанс вызвала серия диспутов о современном искусстве и осуществленные «Союзом молодежи» спектакли, в том числе «Победа над Солнцем».

Практически все участники объединения сыграли важную роль в развитии предвоенного авангардного искусства, однако многие оказались незаслуженно забыты. В «Союзе молодёжи» состояли не только Розанова, Малевич, Матюшин, но и практически неизвестные современной публике Верховский, Машков, Балльер, Шлейфер, Бодуэн-де-Куртенэ и многие другие – на выставке их работы займут свое место в творческой хронике русского авангарда.

 

«ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ»

ОСНОВНОЙ ПРОЕКТ 8-Й МОСКОВСКОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

НОВАЯ ТРЕТЬЯКОВКА

31.10.2019 – 22.02.2020

В основном проекте 8-й Московской биеннале представлено более 50 работ 34 художников из 11 стран: Австрия, Aзербайджан, Бахрейн, Германия, Италия, Китай, Нидерланды, Саудовская Аравия, США, Россия, Франция. Свои работы представят Георг Базелиц (Германия), Стефан Балкенхол (Германия), Александр Бродский (Россия), Евгения Буравлёва (Россия), Харм Вейстра и Эдди Бал (Нидерланды), Соня Гангл (Австрия), Евгений Гранильщиков (Россия), Алекс Кац (США), Валерий Кошляков (Россия), Андрей Кузькин (Россия), Мария Кулагина (Россия), Халла бинт Кхалид (Саудовская Аравия), Рашид аль Кхалифа (Бахрейн), Мохаммед Кходжа (Саудовская Аравия), Мария Лассниг (Австрия), Лейла (Азербайджан), Алексей Лука (Россия), Орхан Мамедов (Азербайджан), Тони Мателли (США), Мунтин / Розенблюм (Австрия), Герман Ницш (Австрия), Павел Отдельнов (Россия), Паола Пиви (представляет Италию, живет и работает в США), Егор Плотников (Россия), Виталий Пушницкий (Россия), Нео Раух (Германия), Герхард Рихтер (Германия), Наталья Ситникова (Россия), Мария Суворова (Россия), Лицзюнь Фан (Китай), Ксения Хауснер (Австрия), Джан Хуан (Китай), Вали Экспорт (Австрия)

Александр Бродский, Павел Отдельнов, Евгений Гранильщиков, Мария Кулагина, Алексей Лука, Наталья Ситникова делают проекты специально для 8-й Московской биеннале.

Впервые партнером Московской биеннале стал один из ведущих мировых музеев — Альбертина (Вена, Австрия). Из коллекции музея приедут шедевры 11 художников XX века, среди которых Герхард Рихтер, Герман Ницш, Стефан Балкенхол, Георг Базелиц и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

%d такие блоггеры, как: