В ШЕРЕМЕТЕВСКОМ ДВОРЦЕ ИССЛЕДУЮТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РУССКОЙ ИСТОРИИ НА СЦЕНЕ

Анастасия Павлова

Бредов Эскиз к опере  М. Глинки «Жизнь за царя», 1860

30 октября в Шереметевском дворце откроется выставка «История России в зеркале сцены». Выставка исследует подвижность и изменчивость интерпретаций отечественной истории в театральном искусстве.

Экспозиция позволяет проследить, как воплощалась на русской театральной сцене XIX-XX веков история России от конца X века до 1917 года. Эскизы декораций и костюмов художников Матвея Шишкова, Федора Федоровского, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Бенуа, Константина Коровина и мн. др., фотографии актеров и сцен из спектаклей, подлинные театральные костюмы, подлинное оружие и военное снаряжение сгруппированы вокруг определенных исторических тем вне зависимости от даты и жанра постановки (драма, опера, балет). Так становятся особенно наглядными изменения не только в русском театрально-декорационном искусстве, но и в идеологии российского государства и общества в прошлом и настоящем. Ряд экспонатов будет представлен широкой публике впервые.

«Литература, музыка и, в особенности, театр сами подвержены влиянию господствующих в ту или иную эпоху художественных и идеологических воззрений. Любое историческое событие на сцене неминуемо обращается в отражение не столько объективного прошлого, сколько своего собственного настоящего. Выставка «История России в зеркале сцены» представляет собой парад исторических театральных образов в исторической же перспективе и тем самым поднимает множество животрепещущих вопросов: от допустимости переписывания истории до «ошибок восприятия» в культурном и психологическом обиходе целых эпох.

В либретто Барона Розена к опере М.И. Глинки «Жизнь за царя» (премьера – 1836 год) крестьянин Иван Сусанин спасает жизнь избранного первого царя из рода Романовых – Михаила Федоровича. Для первой в советские времена постановки 1939 года в Большом театре либретто переписал поэт Сергей Городецкий: в его «Иване Сусанине» герой спасает от польских оккупантов воинов народного ополчения Кузьмы Минина.

В 1934 году драму Пушкина «Борис Годунов» в Ленинградском государственном академическом театре драмы им. А.С. Пушкина поставил Борис Сушкевич, а в 1949 году там же – Леонид Вивьен. В обоих спектаклях роль Царя Бориса играл Николай Симонов. По фотографиям актера видно, как время меняло отношение к этому персонажу. В 1934 году это измученный совестью лысый старик. В 1949 году, после победы в Великой отечественной войне, Симонов предстает могучим, полным сил царем.

Интересна судьба забытой сегодня пьесы Владимира Соловьева «Великий государь». Спектакль о борьбе Ивана Грозного за объединение русского государства и о том, что цель оправдывает средства, выпускался в майские дни победоносного 1945 года. В роли Ивана Грозного – Николай Черкасов (одновременно блистательный актер снимается во второй серии фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», вызвавшей гнев Сталина). Уже в 1946 году «Великий государь» Соловьева с большой помпой был поставлен в Магаданском музыкально-драматическом театре им. М.Горького силами политзаключенных. Впервые на выставке будут представлены эскизы декораций к этому спектаклю художника Василия Шухаева, отбывавшего наказание в Магадане. В 1955 году, после смерти Сталина, автор переписал пьесу: отныне его Иван Грозный кается в том, что погубил невинных людей. А тремя годами позже вышла на экраны запрещённая к показу при жизни Сталина вторая серия эйзенштейновского фильма», – говорится в пресс-релизе.

В проекте экспонированы богатые материалы из фондов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, а также экспонаты из Государственного исторического музея, Государственного Русского музея, Государственного музея-заповедника «Гатчина», Музея Московского Художественного академического театра, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи и др.

Выставка продлится до февраля 2020 года.

Author

Поделиться: