ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ И ГЛАВНЫЙ ТЕАТР СТРАНЫ

Раз в месяц в журнале «Театрон» мы будем публиковать полную версию экскурсии, которую готовит для наших читателей Злата Батуева. Напомним, что еженедельно в соцсетях мы выкладываем часть театральной истории. Наша первая публикация посвящена Театральной площади и Большому театру. 

Театр Меддокса

Кузнецкий мост через Неглинку
В 18 веке ни театра, ни площади на этом месте не было. Здесь протекала полноводная, тогда еще чистая река Неглинка, которая несла свои воды от Марьиной рощи, пересекала нынешнюю Театральную площадь, уходя в сторону Красной, где огибала кремлевскую стену и впадала в Москву-реку. По берегам реки селилась знать, строили магазины и рестораны. Постепенно реку уводили под землю: сначала это была каменная труба длиной в 3 км, а позже всю ее убрали в подземный коллектор. Причинами были и частые наводнения, и быстро росший город, и ставшие грязными воды. Сейчас Неглинка протекает в коллекторе под Большим театром и далее под Китай-городским посадом – прямиком к Москве-реке.
Императрица Екатерина II
17 (28) марта 1776 года князь Пётр Урусов, получив высочайшее соизволение Екатерины II, начал строительство театра. Но он сгорел ещё до его открытия. А князь передал дела своему компаньону, английскому предпринимателю Майклу Меддоксу, уже несколько лет содержавшему антрепризу в Москве.

Петровский театр Меддокса
В 1780 году он по проекту Христиана Розбергастроит на этом месте, на правом берегу Неглинки, трехэтажное кирпичное здание под тесовой крышей, фасадом выходившее на Петровку – Большой Петровский театр.

Театр Меддокса
Труппа состояла как из вольных, так и из крепостных и первоначально была невелика: 13 актёров, 9 актрис, 4 танцовщицы, 3 танцора с балетмейстером и 13 музыкантов. Постепенно она росла — иногда помещики отдавали в наём или продавали целые труппы, также еерегулярно пополняли выпускники Воспитательного дома, где в 1772 году были учреждены классы «изящных искусств». Также в театре давали представления французские, итальянские, немецкие актеры. Всего в театре Медокса было дано 425 драматических, оперных и балетных спектаклей.

Воспитательный дом в Москве
В 1789 году Медокс отдал Петровский театр под управление Опекунского совета Воспитательного дома.
В 1794 Меддокс из-за финансовых трудностей вынужден был передать театр в казну; театр стал Императорским.
После того, как Петровский театр, из-за финансовых трудностей у Медокса передал в казну, за заслуги перед Отечеством его вознаградили годовой пенсией в 3000 рублей.
Театр просуществовал 25 лет. Сгорел по нелепой случайности в 1805 году. Гардеробмейстер оставил в гардеробе зажжённые свечи.
Огонь удивительным образом пощадил маленький домик рядом с театром, в котором проживал со своей семьей Майкл Меддокс.
Оставшаяся без крыши над головой труппа кочевала по разным площадкам. Сперва частным, затем выступала в театре, специально построенном для нее архитектором К. Росси на Арбате. В самом начале нынешнего Гоголевского бульвара. Красивый удобный театр самоотверженно работал во время войны 1812 г. и тогда же сгорел дотла.
Архитектор Осип Бове
Пятнадцать лет стояло пепелище Медоксова театра. Зимой его заносило снегом, весной и летом обгорелый остов высился над топким болотом. Наконец, Архитектору Осипу Бове, отстраивавшему Москву после пожарища, дали задание восстановить пострадавший в огне Петровский театр. Сохранив фундамент и три стены прежнего здания Бове воздвиг храм Мельпомены, высотой 37 метров, с тройкой Аполлона над колоннадой портика. Величие театра подчеркивалось разбитой перед ним строгой прямоугольной площадью, в 1820-е годы называвшейся Петровской, но вскоре переименованной в Театральную.

Театр открылся 6 (18) января 1825 года представлением «Торжество муз» — прологом в стихах М. А. Дмитриева, музыка Ф. Е. Шольца, А. Н. Верстовского и А. А. Алябьева: сюжет в аллегорической форме рассказывал, как Гений России, объединившись с музами, из развалин сгоревшего Большого Петровского театра Меддокса создал новый. Роли исполняли лучшие московские актеры: Гений России — трагик П. С. Мочалов, Аполлон — певец Н. В. Лавров, муза Терпсихора — ведущая танцовщица московской труппы Ф. Гюллень-Сор.

Именно это здание, возвышавшееся над малоэтажным городом, москвичи прозвали Большим Театром.

В 1842 году театр перешёл под руководство петербургской дирекции императорских театров; из Петербурга в Москву приехала оперная труппа, а управляющим Московской театральной конторой был назначен известный композитор А. Н. Верстовский, который занимал эту должность до 1859 года.

11 (23) марта 1853 года театр сгорел; от пожара, длившегося несколько дней, уцелели только каменные внешние стены здания.

После пожара остались только внешние каменные стены и часть колоннады главного входа. В огне погибли театральные костюмы, собиравшиеся с конца XVIII века, превосходные декорации спектаклей, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты.

Было принято решение возвести новое здание на месте сгоревшего, а пока труппа выступала на сцене Малого театра. Конкурс на реконструкцию Большого театра выиграл Альберт Кавос, главный архитектор Императорских театров. Он специализировался в основном на театральных зданиях. Архитектор переработал первоначальный замысел О. И. Бове: увеличил высоту здания на 4 метра, переработал декор (вместо алебастровой группы Аполлона была отлита скульптурная композиция из металла), трансформировал план и размер зрительного зала, который теперь мог вместить до 3000 человек.

Несмотря на бедственное состояние государственной экономики – Крымская война изрядно потрепала казну – работы шли полным ходом; после смерти Николая I работы было решено ускорить, чтобы успеть к коронации преемника. Театр открылся 20 августа 1856-го оперой «Пуритане» В. Беллини.
Главное внимание театральный архитектор уделил зрительному залу и сценической части. Во второй половине ХIХ века Большой театр считался одним из лучших в мире по своим акустическим свойствам. Кавос спроектировал зрительный зал как огромный музыкальный инструмент. Деревянные панели из резонансной ели пошли на отделку стен, вместо железного потолка был сделан деревянный, живописный плафон был сложен из деревянных щитов, декор лож выполнен из папье маше. Также для улучшения акустики Кавос засыпал помещения под амфитеатром, где был размещен гардероб, а вешалки перенес на уровень партера.

Люстра зрительного зала первоначально освещалась 300 масляными лампами. Чтобы их зажечь, люстру поднимали через отверстие в плафоне в специальное помещение. Вокруг этого отверстия была построена круговая композиция плафона, на котором академиком А. Титовым была выполнена роспись «Апполон и музы».
В 1890 году в стенах здания появились трещины, сваи фундамента сгнили. В 1894—1898 годах под здание театра был подведён новый фундамент. Однако осадка здания не прекратилась: в 1902 году во время спектакля значительно осела стена зрительного зала, в результате чего заклинило двери в средние ложи, и публика была вынуждена выбираться через соседние.

Последний спектакль Императорского Большого театра состоялся 28 февраля 1917 г., а 13 марта открылся Государственный Большой театр.

Смена власти 1917 года сулила Большому полное, в лучшем случае частичное уничтожение. Спас его Луначарский. Он убедил Ленина оставить «в живых» и Большой театр, и Мариинку. В 1918 году Большой театр получил звание Академического. Но и это не было гарантией неприкосновенности. В 1922 году было принято высочайшее решение о хозяйственной нецелесообразности закрытия театра. В Большом театре проходили Всероссийские съезды Советов, заседания ВЦИК, конгрессы Коминтерна.

Именно со сцены Большого театра было провозглашено решение об образовании новой страны – Союза Советских Социалистических республик.

Здание театра было в катастрофическом состоянии. Под руководством архитектора И. Рерберга был укреплен фундамент здания, для ликвидации ранговой иерархии посетителей была проведена перепланировка лестниц, созданы новые репетиционные залы и артистические уборные. В 1938 году была произведена и капитальная реконструкция сцены.

В годы Великой Отечественной войны, с октября 1941 по июль 1943 года, Большой театр находился в эвакуации в Куйбышеве (сейчас Самара). Часть коллектива осталась в Москве, многие артисты выступали в составе фронтовых бригад, другие сами ушли на фронт.

Осенью 1943 года Большой театр возобновил свою деятельность постановкой оперы М.Глинки «Жизнь за царя». Подправив либретто и изменив название на более благонадежное – «Иван Сусанин» с оперы сняли клеймо монархической и признали патриотической, и народной.

В день победы — 5 мая 1945 года — ведущие мастера оперы и балета Большого театра участвовали в грандиозном концерте, данном на ступенях поверженного рейхстага.

В 1955 году на сцене театра появляется новый роскошный занавес из парчи, прозванный «золотым», выполненный по проекту Ф. Ф. Федоровского, который на протяжении 50 лет был главным оформлением сцены. После реконструкции Большого театра, занавес в отреставрированном и слегка изменённом виде (были заменены гербы и надписи), вновь украсил сцену главного театра страны.

С 1976 года по 1991 год театр официально назывался «Государственный дважды ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР».

За свою долгую жизнь Большой театр претерпел множество перестроек.

В советское время многие деревянные конструкции были залиты бетоном, геометрия зала и здания менялась, сильно нарушив акустические возможности театра. Кроме акустических проблем, здание практически разрушалось от грунтовых вод и не было способно обеспечить соответствующих условий для жизни труппы.

В 1987 году постановлением Правительства страны было принято решение о необходимости срочной реставрации здания Большого театра. В целях сохранения труппы театр должен продолжать свою творческую деятельность, а следовательно, нужна еще одна сцена. От решения, до воплощения его в жизнь, прошло 15 лет.

29 ноября 2002 г. Новая сцена открылась премьерой оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», новаторской экспериментальной постановкой.

В 2005 году Большой театр закрылся на реставрацию и после 6 лет колоссальной работы 28 октября 2011 года прошло открытие главной сцены страны. Площадь Большого театра увеличилась в два раза и составила 80 тысяч квадратных метров, появилась подземная часть и была восстановлена уникальная акустика зала. Сцена сейчас имеет объем шестиэтажного дома, все процессы в котором компьютеризированы. Восстановлены росписи в Белом фойе. Жаккардовые ткани и гобелены в Круглом зале и Императорском фойе реставрировали в течение 5 лет вручную, восстанавливая каждый сантиметр. 156 мастеров со всей России занимались золочением интерьеров толщиной 5 микронов площадью в 981 квадратный метр, на что ушло 4,5 кг золота.

Вокруг восстановления Большого было множество споров и скандалов. Выявлены нарушения современных принципов реставрации исторических зданий и недоработки. Являясь символом России театр, тем не менее, не внесен в список наследия ЮНЕСКО. Это облегчало принятие решений по реставрации, которые были спорными в глазах специалистов и общественности. Тем не менее работы завершены и сохраненный исторический облик главного театра страны украшает собой Москву.

Большой театр в Москве представляет одну из главных мировых театральных сцен. Он сыграл выдающуюся роль в формировании русской музыкально-сценической школы и в становлении русского национального искусства, в том числе прославленного русского балета.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

%d такие блоггеры, как: