MUSICAETERNA ИСПОЛНИТ «РЕКВИЕМ» МОЦАРТА В МОСКВЕ, ПЕТЕРБУРГЕ, ПАРИЖЕ И БАДЕНЕ

Анастасия Павлова

Фото ©Anton Zavjyalov. Предоставлено пресс-службой

21 октября в Большом зале Петербургской филармонии  Оркестр и хор musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса представят «Реквием» Моцарта. 23 октября программа будет показана в Москве, в Большом зале консерватории, 27 октября в Париже в театре Шатле, 3 ноября в Фестшпильхаус в Баден-Бадене.

«Я считаю, что древняя музыка Востока помогает нам иначе понять всю остальную музыку, – говорит художественный руководитель хора musicAeterna byzantina Теодор Курентзис. –  Греческая православная музыка произошла от древней музыки, там не говорят «я пою», есть слово «псалом», «ψαλλω». Это другое направление и другая цель. Другой способ взаимодействия. Я имею в виду: я не играю музыку, чтобы вы слушали, и я не пытаюсь играть красиво; я обнажаюсь перед моей надеждой на Бога. Это надежда на свет.

Реквием Моцарта – последнее сочинение композитора, оставшееся незавершенным. Это один из самых выразительных и величественных музыкальных текстов о смерти и спасении, а также одно из самых знаменитых произведений классической музыки, входящее в число наиболее часто исполняемых партитур.

Трактовка Теодора Курентзиса, впервые представленная в 2011 году, когда «Реквием» в исполнении musicAeterna был записан на лейбле Alpha Productions, вызвала огромный интерес публики и профессионального сообщества. «Курентзис приоткрывает занавес в театре смерти и скорби, страха и утешения, и забыть это будет нелегко», – писал журнал Gramophone. Критики обратили внимание на качество исполнения и радикальность трактовки, избавившей известный музыкальный текст от прежних штампов.

Спустя шесть лет мировая музыкальная пресса вновь заговорила о феномене musicAeterna. Тогда «Реквием» в исполнении оркестра и хора Теодора Курентзиса прозвучал на Зальцбургском фестивале, крупнейшем и наиболее престижном смотре в мире академической музыки. Журналисты описывали особую атмосферу концерта, подчеркивали точность и чистоту исполнения, отмечали новизну прочтения Курентзисом Реквиема. Крупнейшая австрийская газета Wiener Zeitung сравнила выступление оркестра с церковным обрядом и описывала происходящее как некий акт «высочайшего единодушия и точности, пленительной ясности, абсолютного отречения и трансцендентности».

Особенностью новой программы станет участие в концерте хора musicAeterna byzantina. В коллектив, созданный в прошлом году Теодором Курентзисом, вошли шестнадцать лучших выпускников школ византийской музыки в Греции. Хор выступает под руководством тенора Антониоса Кутруписа – выпускника вокального факультета Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, почетного правого певчего Кафедрального собора Св. Георгия в Венеции. Репетиционный процесс хора musicAeterna byzantina совмещает академические вокальные практики и древние традиции греческих церковных песнопений. Глубина и емкость текстов византийских гимнов передана неповторимыми мелодическими узорами, требующими тонкой работы над фразировками, звуковой экспрессией, выверенными унисонами. В Санкт-Петербурге и Москве хор выступит впервые, при поддержке Aksenov Family Foundation, официальным представителем хора в России является компания RDI.Creative.

 

 

Author

Поделиться: