ИСТОРИЯ ИСПАНИИ, ЗВЕЗДЫ БАЛЕТА, НЕФТЬ, ЕДА И ЙОКО ОНО

Анастасия Павлова

Наш гид по выставкам – Анна Оконова – подобрала экспозиции на любой вкус. Из театральных можно отметить фотовыставку Сержа Лидо и перформансы Йоко Оно.  

ХУАН ГЕНОВЕС ТОЛПЫ

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА MMOMA

05.09.2019 – 13.10.2019

Московский музей современного искусства совместно с Marlborough Gallery представляет первую персональную выставку испанского художника Хуана Геновеса в Москве.

На выставке будет показано около девяноста работ, в которых художник исследует тему толпы на разных этапах своего творчества: сначала в контексте политической борьбы против диктатора Франсиско Франко (1960-70е), а затем во время переходного периода, предваряющего наступление испанской демократии. Художник работает преимущественно с живописью, графикой, с начала 2000-х также со скульптурой, экспериментирует с различными смешанными техниками с использованием коллажа и ассамбляжа.

Хуан Геновес – современник и свидетель самых сложных и трагических событий в истории Испании ХХ века. Художник родился в 1930 году в Валенсии в семье декоратора мебели. В 16 лет, обучившись в мастерской отца, поступил в Академию изящных искусств Сан Карлос. Дальнейшее становление Геновеса как живописца происходило в послевоенное время, когда правительство генерала Франко продолжало политику тоталитаризма, а в искусстве наряду с институтами официальной неоклассической эстетики стали появляться авангардистские творческие объединения: их деятельность рассматривалась самими художниками как социально значимая и была посвящена в основном абстракции. К этому последнему лагерю принадлежал и Хуан Геновес, уже в академии основавший одну из таких групп – «Сиете» (Siete — исп. семь, семеро).

 

ЗВЕЗДЫ МИРОВОГО БАЛЕТА В ОБЪЕКТИВЕ ЛЕГЕНДАРНОГО СЕРЖА ЛИДО. 1930–1980-Е ГОДЫ

МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА

18.09.2019 – 17.11.2019

 Мультимедиа Арт Музей, Москва впервые в России представляет выставку работ легендарного балетного фотографа Сержа Лидо (1906–1984) из коллекции Пьера Паоло Косса. За полвека карьеры Серж Лидо создал наиболее полный архив фотографий звезд мирового балета, среди которых были Ролан Пети, Нина Вырубова, Вацлав Нижинский, Серж Лифарь, Милорад Мишкович, Алисия Маркова, Марго Фонтейн, Рудольф Нуреев, Морис Бежар, Марта Грэм, Майя Плисецкая, Михаил Барышников и др., а также портретную галерею мировой художественной и интеллектуальной элиты, включающую фотографии Жана Кокто, Эдит Пиаф, Игоря Стравинского, Пабло Пикассо, Жана Марэ, Марии Каллас, Бриджит Бардо, Пьера Кардена и др. Серж Лидо печатался в крупнейших фотографических и модных журналах (кстати, псевдоним «Серж Лидо» Сергею Лидову посоветовал взять главный редактор VU Люсьен Вогель), издавал ежегодники La Danse («Танец»), Ballet («Балет») и выпустил 25 фотоальбомов, ставших настоящей энциклопедией мирового балета, попасть в которую было честью для лучших танцовщиков во всем мире.

За 45 лет фотографической карьеры Серж Лидо создал уникальную фотохронику светской и артистической жизни. Он присутствовал на премьерах культовых спектаклей и концертов по всему миру, делал фоторепортажи с репетиций, обладал привилегией проводить съемки в мастерских и грим-уборных, наблюдая своих героев в моменты отдыха и высочайшего сосредоточения. На снимках Лидо – парижские гастроли потрясающего индийского танцовщика Рама Гопала, выдающегося виолончелиста Мстислава Ростроповича, популярного скрипача Иегуди Менухина, автора невероятного глэм-театра Линдси Кемпа, самых известных в Париже исполнителей танца буто — Ко Муробуши и Карлотты Икеда. Почти 40 лет Лидо был официальным фотографом Каннского кинофестиваля, а редакции боролись за его портреты звезд кино: Марлен Дитрих, Софи Лорен, Ива Монтана, Жана Габена, Марчелло Мастроянни, Анны Маньяни, Орсона Уэллса…

 

НИКОЛАЙ НАСЕДКИН. НЕФТЬ: ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ

НОВАЯ ТРЕТЬЯКОВКА

18.09.2019 – 10.11.2019

 Проект известного московского художника Николая Наседкина (род. 1954) – попытка средствами современного искусства представить пространство современной России и осмыслить значение нефти в истории страны. 

В сознании россиян нефть мифологизирована, и Николай Наседкин выявляет этот миф. Нефть стала частью личной истории художника — более 20 лет он создавал живописные произведения, используя нефтяные суспензии. Главный вопрос проекта – можно ли разглядеть личную историю в глобальной истории современного мира?   

В состав выставки включены: серия масштабных «нефтяных» панно и колонн, крупный объект «Светопад», а также видео, выполненные в жанре дневника путешествий художника на его малую родину в поисках родственников. 

В экспликациях к выставке куратор представляет экскурс в историю нефти в контексте политики, экономики и искусства в СССР и современной России.

 

ПРОЖИТОЧНЫЙ МАКСИМУМ ХУДОЖНИКОВ ДИНАСТИИ ТОТИБАДЗЕ 

ГАЛЕРЕЯ ГУМ-RED-LINE

26.09.2019 – 18.10.2019

 Шесть художников, чьи работы представлены на выставке, связаны как минимум двумя обстоятельствами – внимательным отношением к еде и – почти все – фамилией Тотибадзе. Это отдельный маленький народ – «тотибадзе», или то, что в истории искусства будет названо «династия Тотибадзе». Будущие школьники будут писать что-то дурацкое вроде: «Тема еды красной нитью проходит через все творчество художников династии Тотибадзе. Важную роль эта тема занимает и в их жизни. Наверное, эти художники очень любили есть». И все это будет чистая правда. Но это не самое главное.

Экспозиция в галерее представляет 30 живописных работ пяти художников с фамилией Тотибадзе и одной Пастернак. Георгий, он же Гога, Константин, Ирина, Нана, Антон Тотибадзе и Александра Пастернак и журналист Филипп Дзядко объединились, чтобы поддержать своим арт-проектом традиционную для ГУМа Выставку Достижений Сельского Хозяйства – ВДСХ. У всех посетителей галереи будет возможность не только увидеть аппетитные картины, но и продегустировать и приобрести отборные натуральные продукты лучших хозяйств из самых разных уголков России.

 

ЙОКО ОНО. THE SKY IS ALWAYS CLEAR

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА MMOMA

01.10.2019 – 24.11.2019

 Первая у нас большая выставка Йоко Оно, которая должна показать ее как важную фигуру мировой арт-сцены. В прошлом году художнице, музыканту, феминистке, борцу за экологию и вдове Джона Леннона исполнилось 85, и она как раз записала новый студийный альбом. Ее концептуальные высказывания почти всегда предполагают участие зрителя, а сами работы часто эфемерны и не требуют транспортировки на выставку – художница придумывает форму, которую можно воспроизвести практически где угодно. В центре московской выставки – серия «Инструкции», которая появилась в 60-е годы, что-то вроде партитуры, предлагающей действовать зрителю: записать воспоминания, указать на карте место, куда должен прийти мир, дорисовать часть работы, начатой художницей, или сыграть в шахматы на доске с белыми полями. Кроме того, в ММОМА повторят некоторые перформансы Йоко Оно с московскими добровольцами и покажут ее видео-арт.

 

ИМПРЕССИОНИЗМ И ИСПАНСКОЕ ИСКУССТВО

МУЗЕЙ РУССКОГО ИМПРЕССИОНИЗМА

01.10.2019 – 26.01.2020

Музей русского импрессионизма открывает выставку «Импрессионизм и испанское искусство». 57 живописных работ, скульптура и графика из 14 ведущих музеев Испании и частных коллекций, дополненные двумя картинами и ГМИИ имени А.С. Пушкина (Москва).

Первая в России масштабная испанская экспозиция рубежа XIX–XX веков познакомит публику с творчеством 18-ти испанских художников, которые работали бок о бок с французскими импрессионистами, участвовали в первых выставках нового для 1880-х годов направления в европейском искусстве. На выставке будут представлены картины Хоакина Сорольи, Рамона Касаса, Дарио де Регойоса, Мариана Пиделасерра, Игнасио Майоля, Сантьяго Русиньйоля, Рикардо Канальса, Игнасио Cулоаги, Хоакима Мира, Пере Исерна.

 

В «ГАРАЖЕ» ПОЯВИТСЯ ГИГАНТСКАЯ ПАУТИНА.

ПО НЕЙ МОЖНО ПОЛЗАТЬ.

МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ГАРАЖ»

28.06.2019 – 01.12.2019

 1 октября в атриуме Музея современного искусства «Гараж» появится огромная модель мира из скотча. Точнее, лабиринт из 900 квадратных метров биоразлагаемой ленты – нового материала, разработанного специально для необычного арт-объекта немецкой компанией Compostella. Рассказываем подробности.

Масштабная биоморфная инсталляция «Оклеим Москву» – новый проект проходящей в музее выставки «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» (об этой экспозиции мы уже писали). Архитектура полупрозрачной конструкции повторяет природные структуры. Внутри пространства, напоминающего огромные коконы, можно будет перемещаться – кататься и ползать на четвереньках.

Создатели арт-объекта – группа Numen/For Use: промышленные дизайнеры немец Свен Йонке (Sven Jonke), австриец Кристоф Катцлер (Christoph Katzler) и хорват Никола Раделиковиц (Nikola Radeljkovic). Они объединились в 1999 году. Название Numen (noumenon) – это термин из теории познания Канта, означающий идеи разума, никак не связанные с человеческим опытом. Свои структуры из ленты, пленки, веревок, тросов и нитей, похожие на дома насекомых, они приклеивают к стенам монументальных объектов и называют «паразитарной архитектурой».

Эти «гнезда» художники сооружали в галереях Франкфурта, а в Париже – подвесили к потолку Музея современного искусства во дворце Токио. На Design Week в Вене разместили инсталляцию между колоннами театра Одеон.

Author

Поделиться: