В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ОТКРЫВАЕТСЯ ЛАБОРАТОРИЯ О СУДАХ И СУДЬЯХ

Анастасия Павлова

Предоставлено пресс-службой

25 сентября в Санкт-Петербурге начнет работу новая театральная лаборатория «О судах и судьях». Проект предлагает взглянуть на судебный институт и на процедуру суда не как на политический инструмент, а как на перформативную практику, ритуал, драматургию.

«Мой опыт в судебных делах невелик. В суде я была один раз в жизни. Это было дело «Фабрики троллей». Атмосфера, которая была там, очень напоминала если не спектакль, то какое-то выступление или церемонию награждения. Что-то такое, где ты инстинктивно начинаешь аплодировать, даже не думая об этом. И тогда я впервые подумала о том, что это ужасно интересно, на каких жёстких ритуалах на самом деле держится судебная система, и о том, что вообще-то это очень перформативная штука.
Позже всё как-то сложилось в одну картину, и появилась мысль, что у суда именно по формальным признакам есть что-то близкое с перформансом (если посадить там зрителей) и, вероятно, с театром. Что это тема, которую вообще-то интересно исследовать. Набрать совсем разный документальный материал – текст, который куда интереснее работает, чем любая выдумка, и попробовать с максимально разных позиций и подходов эту историю попробовать.

Для меня важно, чтобы участники использовали именно документальный материал. Дело в том, что суд – такая острая тема для нас сейчас, что есть очень большой соблазн уйти в откровенную политику, но мне другое хочется исследовать – сам механизм. С другой стороны, поскольку интересен именно этот механизм и некое перформативное качество суда, то мне хочется использовать реальный суд и реальные тексты.
Ограничений в выборе материала нет – это может быть всё, что угодно. Но акцент на прошлое связан с двумя вещами. Во-первых, если про современный суд можно что-то сообразить самому или поймать Варю Михайлову за руку и сказать «Варя, ты умная, объясни мне», то про средневековый суд – уже сложнее. Во-вторых, это опять вопрос дистанции, которая позволит нам немного спокойнее воспринимать эти дела – больше уже как механизм, игру, а не как восстановление или не восстановление справедливости. И здесь лекция может стать толчком, способом нахождения механизма. Хотя в принципе реальные тексты сами по себе много чего дают.

У нас нет строго отбора участников. Мы постараемся, чтобы максимальное количество подавших заявок прошло, потому что интересна как раз широта и максимальная выборка взглядов. К середине-концу лекционного цикла мы попросим участников более-менее чётко обозначить рамки своего исследования. Любая структура, которую мы введём, будет связана с организационными вопросами: понять сколько людей, какие нужны площадки. В принципе эта лаборатория максимально свободная и делается, главным образом, на сам процесс. Поэтому для меня важно, чтобы условия для всех участников были максимально комфортные, горизонтальные. И конечно, ничего не зацементировано, и поэтому тему, которую люди подали в своей заявке, можно будет переиграть/поменять/отказаться», – говорит идейный вдохновитель проекта Софья Дымшиц.

С 25 сентября по 10 октября пройдёт первый – теоретический – блок лаборатории, открытый не только для зарегистрированных участников, но и для всех желающих. Серия лекций от практикующих историков, юристов, театроведов, антропологов, драматургов и присяжных заседателей погрузят слушателей в исторический и профессиональный контекст. Основой для исследования станут документы реальных процессов из разных времён и стран: от протоколов инквизиции до московских процессов 30-х годов.

Во второй половине октября пройдёт второй – практический – блок лаборатории, результатом которого станут эскизы и показы. Участники лаборатории смогут сами выбрать любой интересующий их материал и создать собственную постановку или присоединиться к работе над постановкой к другим участникам. Лауреат международных фестивалей театров кукол в Болгарии, Серрбии и Хорватии

 

Author

Поделиться: