ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО МЮЗИКЛА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА. ЧАСТЬ 5

Мы запускаем «театральный сериал» – каждый месяц новая история. Третий сериал посвящен истории советского мюзикла. О зарождении жанра и его развитии в 1920-1940-е годы в СССР рассказывает выпускница ГИТИСа Лина Шаталова. Две серии в неделю, «не переключайтесь».

Ленинградский Мюзик-холл, 1930-е годы. С сайта мюзик холла

Мюзик-холл 30-е годы

На сцене Мюзик-Холла в 1933 появляется спектакль, близкий к музыкально-драматическому,  «Артисты варьете» режиссёров З. Рикоми и А. Феона. Последний исполнял главную роль Флоридоры. Главную женскую роль Денизы сыграла характерная актриса, профессиональная певица Н. Копелянская. «С «Артистов варьете» начался опыт превращения мюзик-холла в традиционный театр, где эстрада была лишь известным придатком»,[1] –  писал Э. Бескин.  Главной удачей была пьеса, которая располагала к широкому использованию эстрадных и цирковых номеров.
В 1928  Ильфа и Петров пишут  «Двенадцать стульев», в 1931 «Золотой телёнок» – «писать смешно становилось все труднее. Юмор – очень ценный металл. И наши прииски опустошены»[2].

Борис Тенин в спектакле «Артисты варьете», 1931

В сезоне 1934-35 года в театр возвратился Федор Каверин, взявшийся за постановку пьесы «Под куполом цирка » И. Ильфа, Е. Петрова и В. Катаева. В качестве второго режиссёра  был приглашен известный артист Московского театра сатиры Рафаил Корф.  Пьеса была обречена на успех уже по своему названию, предполагавшему любимые театром эстрадные приемы. Авторы так построили сюжет, что цирковые номера не просто присутствовали, но и определяли идею спектакля.  Музыку Пульвера    исполнял оркестр  под управлением Д. Покрасса, хореографию поручили Глан, а оформление создал Борис Эрдман.

Пьеса повествовала о борьбе за лучший аттракцион между советскими циркачами и гастролёрами. Эта тема была близка Мюзик-Холлу, на чьей сцене часто выступали зарубежные звёзды цирка[3]. И для авторов она оставалась основной линией, поэтому они и убрали свои имена из фильма, сделавшего центром не победу Советского Союза, а толерантность и гуманизм страны.

Новый цирковой трюк «Полет на Луну» по сюжету должны были совершить  Мартынов (Б. Тенин и М. Мухин) и Раечка (М. Миронова и Л. Чернышева). Облачённые в блестящие костюмы   они  появлялись на арене и ловко подымались по верёвочной лестнице под самый купол. Там незаметно происходила подмена артистов на  воздушных гимнастов Валентину и Михаила Волгиных.

Портрет братьев Эрдманов. Борис Эрдман делал эскизы к спектаклю «Под куполом цирка»

Помимо темы борьбы были и две любовные линии: одна комедийная  Сенечка Скамейкин (С. Мартинсон) и дочь директора цирка Раечка, и мелодраматическая Мартынов и  иностранная артистка мадам Алин (В. Токарская).

В спектакле директор цирка – обаятельно неуклюжий Людвиг Осипович ( И. Бугров и А. Зражевский)  остроумно высмеивал критику, которой Мюзик-Холл за годы своей жизни получил сполна, в  чтении рецензии на балет в цирке. В тексте прослеживалась параллель с критикой «30 гёрлз»: «В то время как организованный зритель приходит в цирк, чтобы проработать в занимательной форме ряд актуальных вопросов, ему подсовывают балет, состоящий не из пожилых трудящихся женщин, типичных для нашей эпохи, а из молодых и даже красивых женщин. Надо покончить с этой нездоровой эротикой!»[4].

Цирковые номера советские и иностранные занимали целый акт.  Здесь была воздушная гимнастка Дуглас с аттракционом «Диаболо», Реннар работала с обручем, была и даже высшая школа верховой езды от Вильяма Гайера. В номере с дрессированными львами  заменили львов немецкими овчарками, одев их в замшевые на застежках чехлы, похожие на шкуры львов. В роли «коверных» первоклассно выступили Отто и С. Каштелян между номерами с маленькими сценками, репризами и пародией.

В Ленинграде, где музыкальным руководителем Мюзик-Холла был И. Дунаевский, эту постановку, с другим составом исполнителей также встретили очень тепло, как зрители, так и критики.

Уварова пишет: «Новые пути привели к созданию довольно необычного тогда жанра музыкально-драматического спектакля, в послевоенные годы получившего широкое распространение под названием мюзикла. Леонид Утёсов относил к мюзиклу многие спектакли Московского и Ленинградского мюзик-холлов 30-х годов. В их числе «Небесные ласточки» (по оперетте «Нитуш» Ф. Эрве, новый текст М. Фролова, музыкальная редакция И. Дунаевского и Р. Мервольфа)»[5].

Мюзик-Холл, будучи в постоянном ополчении, развивался в советском направлении, пытался исправлять все недочеты, в итоге придя к большой драматургии, как Лабиш и Тирсо де Малина, создав полноценный спектакль – ревю на отечественных корнях, то есть подошел к отправной точке в истории советского мюзикла. Но стране  это оказалось не нужно[6].

Леонид Утёсов через много лет напишет: «Всё это мы имели, всё это мы поругивали и всего этого мы на долгие годы лишились. Получилось по известной поговорке: «Что имеем не храним, потерявши – плачем»»[7].

Началась жестокая война с «буржуазным искусством», эстрадный театр считался проявлением буржуазии. В 1937 году закрываются Московский и Ленинградский Мюзик-Холлы.     

Через год, в 1938-и история начнется сначала, с маленьких театров миниатюр.

[1] Вечерняя Москва.  – М.: 1934. 4 ноября.

[2] Ершов Л. Советская сатирическая проза. – Л.: Худож. лит., 1966. 180 с.

[3] «В условиях мюзик-холльной постановки победа советских артистов приобретала особую отчетливость. Здесь великолепный номер немецких воздушных гимнастов Требилос оказывался превзойдённым ещё более совершенным и подлинно новаторским номером советских гимнастов на вращающейся торпеде Михаила и Валентины Волгиных». / Дмитриев Ю. А. Мюзик-холл. в кн.: Русская советская эстрада. 1930 – 1945.  – М.: Искусство, 1977. 49 с.

[4] Ильф И., Петров Е. Собрание сочинений: в 5 т. Том 3. – М.: Худож. лит., 1961. URL: http://az.lib.ru/i/ilfpetrov/text_0250.shtml

[5] Уварова Е. Д. Эстрадный театр: Миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917 – 1945). –  М.: Искусство, 1983. 228 с.

[6] В Мюзик-Холле нужен мюзик-холл: обозрение и эстрада. –  М.: Правда, 1935. 24 сентября.

[7] Утёсов Л. Спасибо, сердце!  –  М.: ВТО, 1976.  URL:  https://lib.misto.kiev.ua/MEMUARY/UTESOW/serdce.txt

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

%d такие блоггеры, как: