ПОЭТИКА РАННЕЙ ДРАМАТУРГИИ АЛЕКСАНДРА БЛОКА

Саша Кравченко

Мы запускаем «театральный сериал» – каждый месяц новая история. Вторая часть связана с именем Александра Блока (в начале 7 августа 1921 года он ушел из жизни).  О его драматургии, отношениях с символизмом и драмой – рассказ выпускницы ГИТИСа Саши Кравченко. Две серии в неделю, «не переключайтесь».

Драматургия Александра Блока – особая страница в истории русского театра и в истории России XX века. Об Александре Блоке-поэте написано огромное количество трудов, ведь он – одна из ключевых фигур поэзии русского символизма, его лирика необычна и тем интересна. О его лирике разных годов регулярно выходят новые литературоведческие статьи и исследования, до сих пор изучаются его отношения с символизмом и революцией, продолжают восстанавливать связи между темами поэта и его личной жизнью, опираясь на воспоминания современников: Александр Блок скрупулезно автобиографичен в своем творчестве, все свои размышления, переживания, волнения и мысли использовал для своего творчества.

Ранняя драматургия Блока — это многосоставной сложный организм, впитавший в себя опыт отечественных писателей (Соловьев, Мережковский, Иванов, Белый) и зарубежных, среди которых, пожалуй, наибольшее влияние оказали на него Метерлинк, Гауптман и Ибсен. Особый слог стихотворных пьес, место и время действия без конкретики, живые и расхожие образы шутов, королей, театральных масок, темы смерти и уникальности сознания художника, образы толпы, народа и революции, реплики, влекущие за собой еще больше вопросов, чем ответов — в этой работе автору предстоит разобраться с законами, по которым существуют тексты поэта, с тем, что на него влияет или могло бы влиять.

Об отношении к театру Александр Блок неоднократно высказывал собственное мнение в своих статьях. Текст «О современном состоянии русского символизма» 1910 года формулирует отношение Блока, уже пережившего в себе это направление и начавшего от него отказываться. Эта статья позволяет писателю с объективным настроением рассуждать о стиле, которому он посвятил более 10 лет, который вершил его творчество и его пьесы.

Зато написанная ранее, в 1908 году, статья «О театре» излагает мысли Блока-драматурга, которому предстоит взаимодействовать со Станиславским, чью пьесу уже поставил Мейерхольд (режиссеру посвящен «Балаганчик»). Статья — о взаимоотношении драматурга, режиссера и актера в современном Блоку театре, о противоречиях «переходной эпохи», мнения о положении современного театра. Также будет несколько слов о «народном» театре и о «мелодраме».

Годом ранее, в 1907, создана поэтом статья, основополагающая для этой работы – «О драме». В ней чуть язвительно, но все же с должным уважением Блок рассуждает о своих современниках,  о зарубежных авторах и их методах и пытается проследить зависимость и эволюцию отечественной драматургии от Островского и Сухово-Кобылина до Чехова, от Шекспира – до Ибсена. Еще больше эти размышления проступят в статье «От Ибсена к Стриндбергу» 1912 года. Здесь Блок изучает эстетику своего кумира, норвежского драматурга Ибсена – именно его поэт считает «последним великим драматургом».

 

Author

Поделиться: