В ЦЕНТРЕ ВОЗНЕСЕНСКОГО ОТКРОЕТСЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ВЫСТАВКА «ИМ 20 ЛЕТ»

Предоставлено пресс-службой Центра Вознесенского

25 мая в Центре Вознесенского откроется мультимедийная выставка «Им 20 лет», посвященная юбилею картины Марлена Хуциева. 

Проект представляет собой тотальную инсталляцию, которая займет все помещения первого этажа Центра Вознесенского. Знаменитый театральный художник, номинант национальной театральной премии «Золотая Маска», дизайнер выставочных и общественных пространств Алексей Трегубов вместе с куратором проекта киноведом Зоей Кошелевой создают интерактивную среду, в которой зритель совершит путешествие из 2019-го в эпоху создания фильма, и дальше – в историю страны.

В проекте будут использованы архивные видео- и фотоматериалы Госфильмофонда России, Музея истории ГУЛАГа, частных архивов, в том числе – уникальные фото со съемочной площадки фильма легендарного фотографа Генриетты Перьян.

Пространство инсталляции закольцовано и имеет трехчастную структуру. Комната современного молодого человека, наполненная его впечатлениями о просмотренном фильме и размышлениями о том времени, когда бабушка и дедушка были молодыми, а родители еще и не родились. «Зал Политехнического», в котором прошлое и настоящее становятся параллельными реальностями. Зал «Родина» – в ней временные и пространственные пласты сталкиваются, преломляясь друг в друге, и мы оказываемся одновременно «здесь и сейчас», «там и тогда», в защищенном мире наших иллюзий и в бесконечном пространстве истории.

Период Оттепели был очень коротким — с 1956-го по 1962-й годы, да и свобода была относительной: именно в это время травили Бориса Пастернака и преследовали Василия Гроссмана. Инерции ненадолго случившейся относительной свободы хватило на двадцатилетие, которое подарило русскому и мировому искусству целую плеяду талантливых художников, писателей, поэтов и кинорежиссеров, чье творчество еще не получило должного искусствоведческого осмысления и оценки. Центр Вознесенского от проекта к проекту занимается именно этим – переживает заново, осмысляет и перерабатывает творчески, новыми визуальными средствами и новым мультимедийным языком наследие 1960-х.

Наш новый выставочный проект «Им 20 лет» – еще один шаг на этом пути. Беря за основу культовый фильм Марлена Хуциева, мы воссоздаем атмосферу времени Оттепели, используя современные технологии, и соединяем времена, чтобы история, в том числе и история искусства, не прерывалась и те, кому двадцать сегодня, могли вступить в диалог с теми, кому было двадцать тогда.

55 лет назад на экраны вышел фильм Марлена Хуциева «Мне двадцать лет». Авторская версия картины до вмешательства цензуры называлась «Застава Ильича», как и сценарий, написанный режиссером в соавторстве с Геннадием Шпаликовым. Этот фильм стал одним из главных символом эпохи Оттепели. И не только потому, что среди героев картины оказались те, кто, по сути, и определили дискурс этой эпохи – Андрей Вознесенский, Андрей Тарковский, Роберт Рождественский, Булат Окуджава, Андрей Кончаловский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, а соавтором сценария стал Геннадий Шпаликов, самый оттепельный из всех оттепельных художников. Но и потому, что Марлену Хуциеву и Маргарите Пилихиной удалось сделать то, что Андрей Тарковский считал в искусстве кино главным – запечатлеть время. Уловить и передать то неуловимое, носящееся в воздухе, плохо поддающееся вербализации, но всеми ощущаемое и безошибочно узнаваемое, что и отличает разные исторические времена друг от друга. Картина Марлена Хуциева аккумулирует в себе все признаки оттепельного кино: «свободная драматургия», изображение жизни как она есть, интерес к воспроизведению фактуры реальности на экране, искренность индивидуального высказывания. И, конечно, близость игрового кино к документальному. Хроники поэтических чтений в Политехническом – смысловая кульминация картины.

Время Оттепели, позаимствовавшее название у одноименной повести Ильи Эренбурга, – главный герой нашего проекта. Это было время коллективной веры в возможность свободы, личной и творческой, время, у которого было будущее. Разоблачение «культа личности» на ХХ съезде КПСС, возвращение домой выживших узников ГУЛАГа, приоткрытие «железного занавеса» – все это вселяло надежду в тех, кому тогда было двадцать лет. У молодых поэтов, художников, писателей и кинематографистов появилась свобода выбора эстетических ориентиров.

В рамках работы Киноклуба Центра ВОЗНЕСЕНСКИЙ CINEMA 30 мая будет показана полная версия фильма «Застава Ильича» — главного фильма Оттепели. «Три товарища», три молодых человека ищут ответы на главные вопросы: кто я? что я? как мне строить свою жизнь? Фильм, в котором оттепельное время отразилось, как в зеркале и навсегда запечатлелось. Почти бессюжетное повествование, погружение в атмосферу любимого города, созданную камерой Маргариты Пилихиной.

 Зоя Кошелева – киновед, кинокритик. Закончила филологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова и аспирантуру ВГИК им. С.А.Герасимова. Куратор Киноклуба «Вознесенский CINEMA», куратор совместной кинопрограммы ГИИ (Государственный институт искусствознания) и Музея АZ (Музей Анатолия Зверева) «Я могу говорить. Советское киноискусство в европейском контексте 1950-1970-е». Соучредитель Некоммерческого Фонда «Два Андрея», принимала активное участие в создании выставочных проектов: «Предвидение» (2016. Музей АZ, Фонд «Два Андрея»), «Прорыв в прошлое. Тарковский & Плавинский» (2017, Музей АZ, Фонд «Два Андрея», Новое Пространство Театра Наций), «Новый полет на Солярис» (2018, Музей АZ). Публикуется в профессиональных изданиях, неоднократно принимала участие в отборочных комиссиях и жюри различных фестивалей, в том числе ММКФ «Зеркало» и Фестиваля документального кино «Открытая Россия». Работала в Отделе документального кино НИИ киноискусства, в Библиотеке киноискусства им.С.Эйзенштейна, в отделе Дома-музея Тарковских в Москве. Член гильдии киноведов и кинокритиков Союза Кинематографистов.

 Алексей Трегубов – художник, сценограф. Окончил МГАХИ имени В.И.Сурикова, кафедра живописи, монументальная мастерская. Номинант Премии Кандинского; Национальной театральной премии «Золотая Маска»; Премии Сергея Курехина. Лауреат Премии «Московского Комсомольца».

Автор концепции оформления фойе Театра имени Вл.Маяковского и пространства Сцены на Сретенке к 90-летию Театра; создатель инсталляции «Режиссеры» фойе «Гоголь-центра»; автор художественного решения экспозиции «Те же в Манеже», посвященной 50-летию разгрома «Манежной выставки» Н.С.Хрущевым. Архитектор / ММОМА «Наив…Но», «Игра в цирк», «ART.UP ART.IN». Куратор и архитектор проекта «Метафизическая мастерская Михаила Шемякина» / ММОМА. Куратор проектов арт-пространства «Новое Крыло» в Доме Гоголя, 2014. Художник выставки «Любимов и время. 1917-2017. 100 лет истории страны и человека» в Музее Москвы, 2017. Архитектор выставки «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович» в Еврейском музее и центре толерантности, 2019. Архитектор и автор визуальной концепции 4-го Московского культурного форума, 2019. Главный художник театра «Школа современной пьесы». Работы в театрах: «Своими словами», «Дом», «Уик Энд», «Русское горе», «Медведь» в театре «Школа современной пьесы»; «Пьяные» МХТ им.А.П.Чехова, Драматический театр Дюссельдорфа; Национальный театр Венгрии, Будапешт; «На дне» Национальный театр, Будапешт; «Декалог на Сретенке» Театр имени Вл.Маяковского; «Война и мир Толстого» БДТ им.Товстоногова, СПБ, «Преступление и наказание» и «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал», Александринский театр СПБ; «Севильский цирюльник» Комише опер, Берлин; «Чаадский» Московский музыкальный театр «Геликон-опера», «Мадам Баттерфляй» Новая Опера, Москва и тд

Центр Вознесенского – динамичное культурное пространство, рассказывающее о 1960-х современным мультимедийным языком. Посвященный одному из главных поэтов Оттепели, Андре. Вознесенскому, Центр связывает шестидесятые и сегодняшний день, объединяет современных художников и знаковые имена российской культуры, литературу XX века и актуальные тексты, редкие архивные материалы и интерактивные выставки-инсталляции. Идея создания Центра принадлежит вдове поэта, Зое Богуславской, и ее сыну, Леониду Богуславскому. Место для Центра было выбрано неслучайно – именно в Замоскворечье Вознесенский провел свое детство, а неподалеку, в Лаврушинском переулке, произошла его знаменательная встреча с Борисом Пастернаком. В программе Центра – масштабные выставки, кинопоказы, творческие вечера и обучающие программы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

%d такие блоггеры, как: