5 ВЕСЕННИХ ВЫСТАВОК

Анна Оконова

В теплые весенние дни, конечно, меньше всего хочется бродить по тихим музейным залам, но если вы все-таки решите несколько часов провести среди фотографий и картин, мы подобрали для вас пять самых интересных выставок. 

ФРАНЦУЗСКИЕ КАНИКУЛЫ ЖАНА-ДАНИЭЛЯ ЛОРЬЕ 

ЦЕНТР ФОТОГРАФИИ ИМЕНИ БРАТЬЕВ ЛЮМЬЕР

04.04.2019 – 23.06.2019

Центр фотографии имени братьев Люмьер представляет выставку одного из самых известных фотографов Франции, мировой легенды фотографии моды, кавалера Ордена Почетного легиона и Ордена Искусств и Литературы – Жана-Даниэля Лорье.

Творчество французского фотографа ставят в один ряд с такими классиками фотографии как Хельмут Ньютон и Ги Бурден. Ежегодно его выставки проходят в крупнейших городах мира, включая Париж, Гонконг и Лос-Анджелес. Жан-Даниэль Лорье получил художественное образование в Национальной Высшей Школе Искусств и Ремесел Франции. В 1960 году его направили служить штатным фотографом на алжирскую войну. По возвращении из Алжира, он продолжил заниматься фотографией, работая в знаменитой парижской фотостудии Harcourt. У них он перенял опыт работы со светом и тенью – студия Harcourt приобрела известность во всем мире благодаря черно-белым студийным портретам с жестким, контрастным освещением, создающим драматический эффект.

Становление Лорье, как fashion-фотографа приходится на 1970-е и 80-е годы, период расцвета индустрии моды и глянцевых журналов. Он получил широкую известность, работая с такими крупными изданиями, как Vogue, L’Officiel, Harper’s Bazaar, а также с домами высокой моды – Dior, Lanvin, Céline, Pierre Cardin среди прочих. Среди его друзей и клиентов были такие знаменитости как Дэвид Линч, Изабель Аджани, Шарль Азнавур, Карла Бруни, Клаудия Шиффер и многие другие. Помимо моделей, звезд кино и музыкантов, ему довелось снимать и политиков, в частности Жака Ширака, для которого он оформил серию плакатов для его избирательной кампании в 1988 году.

На персональной выставке автора будут представлены работы 1970-х, 80-х, 90-х и 2000-х годов. После военной службы в Алжире, Лорье начал снимать только красочные и жизнерадостные фотографии. Характерной чертой его авторского стиля стало использование насыщенных контрастных цветов. В поисках солнца и атмосферы dolce vita, он снимал супермоделей и знаменитостей в райских уголках планеты, среди которых Марокко, Тунис, Маврикий и Сейшельские острова. Как говорит сам автор: «Я решил выразить свободу и счастье в своих фотографиях».Его работы – невероятно сочные и яркие, на которых моделей окружает синее море и небо, согревающее солнце и белый песок. Это и есть оазис счастья и свободы для автора.

В рамках выставки 4 апреля пройдет встреча с Жаном-Даниэлем Лорье, на которой фотограф расскажет о своем творчестве, многочисленных путешествиях, fashion-фотографии и работе с именитыми домами мод и мировыми глянцевыми журналами.

 

АЛЬБЕРТО ГАРСИЯ-АЛИКС. НЕИСТОВЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ

МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА

12.04.2019 — 12.05.2019

В рамках XI международной биеннале «Мода и стиль в фотографии – 2019» МАММ, Москва представляет выставку одного из самых известных современных испанских фотографов Альберто Гарсия-Аликса «Неистовый экспрессионизм». В 1999 году он был удостоен испанской Национальной Премии фотографии, его работы находятся в коллекциях крупнейших музеев Испании, Европы и Америки, а выставки путешествуют по всему миру.

Альберто Гарсия-Аликс – бунтарь и «вечный хулиган», как он сам себя называет. Выставка «Неистовый экспрессионизм» объединяет фотографии, созданные в период с 2007 по 2018 годы, пронизанные духом экзистенциальной свободы. «Перед вашими глазами, с оперным дыханием и цирковой душой, – неистовость моего анархизма. Неистовый экспрессионизм», – объясняет фотограф. Альберто Гарсия-Аликс родился в 1956 г. в Леоне (Испания) в семье врача. В двадцать лет, не оправдав надежд родителей на респектабельное будущее, он ушел из дома, бросил колледж и купил первый фотоаппарат.

Начало его фотографической карьеры совпало с зарождением движения «Ла Мовида», которое возникло после смерти диктатора Франко в 1975 году. Освобождение от тоталитарного режима послужило импульсом для развития альтернативного искусства, затронувшего музыку, поэзию, живопись, кино и фотографию. Можно сказать, что формирование уникального и узнаваемого стиля Альберто Гарсия-Аликса происходило прямо на улицах ночного Мадрида. Он бродил по городу, охваченному эйфорией от невиданной ранее свободы, знакомился с людьми и рассказывал их истории от первого лица, проживая и переживая их вместе со своими героями. Творчество художника во многом автобиографично. Его всегда тянуло к неформальным, необузданным и невоздержанным натурам –таким, как он сам. На снимках Альберто Гарсия-Аликса – люди и события, пробудившие в нем любопытство и азарт, желание в определенный момент времени оказаться с ними на одной волне. Фотографии Альберто Гарсия-Аликса экспрессивны и прямолинейны.  Балансируя на грани дозволенности, он исследует силу и глубину человеческих эмоций, при этом ему удается создавать произведения, пронизанные истинным гуманизмом.

В новом проекте Альберто Гарсия-Аликс исследует природу выразительности, полагаясь на собственные эмоции и интуицию. «Эти изображения — отрывки моего собственного воображения», – рассказывает художник.

 

ALLORA CALZADILLA. ПРИВОЙ

МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ГАРАЖ»

26.05.2019 – 01.12.2019

«Привой» – инсталляция художественного дуэта из Пуэрто-Рико Allora Calzadilla (Дженнифер Аллора и Гильермо Кальсадилья), созданная в рамках программы Garage Square Commission. Посетители Музея и Парка Горького увидят фантомное цветение фантомной табебуйи золотистой (Tabebuia chrysantha) – дерева, характерного для стран Карибского бассейна. Площадь Искусств перед Музеем будет усыпана тысячами искусственных цветов этого тропического растения. Цветы табебуйи, нетипичной для наших широт, обнаруженные и будто «привитые» к деревьям в центре Москвы (на что намекает название проекта), отсылают к масштабным изменениям в окружающей среде, ведущим к чудовищным природным катаклизмам и стремительному сокращению биоразнообразия планеты. Сегодня Карибский регион, природные ресурсы которого подвергаются систематической эксплуатации со времен Христофора Колумба, лишился значительной части своей первоначальной флоры и фауны. Разрушительные и все более частые ураганы — следствие глобального изменения климата – становятся причиной гибели миллионов деревьев в этом так называемом очаге биоразнообразия — регионе, который является значимым источником биоразнообразия и одновременно находится под угрозой исчезновения.

На сегодняшний день существует 36 очагов биоразнообразия, которые занимаются 2,4% всей поверхности суши, при этом в них обитает около 60% всех существующих на Земле видов растений, птиц, млекопитающих, рептилий и амфибий. Allora & Calzadilla с присущей им поэтичностью и научной дотошностью создают тонкую, лиричную, но оттого еще более эффектную визуализацию экологического кризиса. Разбросанные на площади цветы табебуйи – своего рода призраки далеких (и, возможно, утраченных) мест. Они по-фрейдистски жуткие – с одной стороны, из-за своей натуралистичности, а с другой – из-за собственной неуместности и даже «невозможности»: как могли цветы табебуйи появиться у деревьев другого вида? Эта «натуралистичная невозможность» – наиболее точный образ необратимых изменений окружающей среды, к которым мы все причастны.

 

ЭДВАРД МУНК

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ 

16.04.2019 – 14.07.2019

Выставка произведений выдающегося норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка (1863–1944) впервые представит в России в столь полном объеме наследие мастера. Поражающие силой эмоций и новаторством художественного языка произведения Мунка давно получили мировое признание, но, к сожалению, мало известны российским зрителям. В состав выставки войдут около 70 живописных и 30 графических работ, фотографии и мемориальные предметы преимущественно из музея Мунка в Осло, а также из ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Наиболее известным зрителю и ожидаемом экспонатом на выставке будет знаменитый «Крик», один из вариантов которого хранится в Музее Мунка. Интересно, что на формирование мировоззрения и образного мышления норвежского гения большое влияние оказали романы Ф.М. Достоевского. Тема «Мунк и Достоевский» станет содержанием одного из разделов выставки. Выставка Эдварда Мунка продолжит в Третьяковской галерее серию показов европейских художников, чье творчество оказало влияние на русскую культуру, служило ориентиром для отечественных мастеров: «Уистлер и Россия» (2006), «Пит Мондриан. Путь к абстракции» (2013), «Джорджо де Кирико» (2017) и другие. Такие проекты позволяют увидеть новые контекстные сопоставления европейского и русского искусства.

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ АРТ-ВЫСТАВКА МАСТЕРОВ КИНО И РЕКЛАМЫ ПЭКШОТ 2019

ГАЛЕРЕЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ФОТОГРАФИИ

11.04.2019 – 09.06.2019

Выставка проводится уже 10-й раз и посвящена 100-летию старейшей киношколы мира – ВГИК им. Герасимова. В этом году в ней примут участие более полусотни режиссеров, операторов и художников современного российского кино и телевизионной рекламы. Большинство из них зрители знают по кинофильмам и рекламным роликам.

На выставке ПЭКШОТ они представят на суд публики свои авторские работы, большей частью не связанные с профессиональной деятельностью. Это результат творчества свободных художников, произведения, созданные для себя, в свободное время. Уникальный проект собрал живописные, графические и фотоработы лучших российских кинематографистов, а также сценические костюмы, видео-арт и другие произведения из области визуальных искусств. В общей сложности будет представлено более 200 работ. Среди них – проект «АнтиСелфи» Андрея Мерзликина – провокация, снятая актёром между дублями на съёмках исторического фильма.

Серия «Песни Высоцкого» художника-постановщика фильмов Эдуарда Галкина («Любовь-Морковь», «Ван-Гоги» и др.) – это попытка языком живописи исследовать творчество великого советского барда. Фотографии «обнажённых» городов мира – второй полюс притяжения режиссёра Александра Котта, известного широкому зрителю по фильмам «Спитак» и «Обратная сторона Луны». «Для многих мастеров кино и рекламы авторское творчество – это отдушина, еще одно русло, по которому может течь поток их творческой энергии.

Творческий человек, поставленный в условия коллективного производства, часто в рамки чужой творческой задачи или заказа не может, по словам одного из авторов, «обрести спокойствие без кистей и акрила». Индивидуальное творчество – это акт свободы. Выставляя работы, созданные исключительно «для себя», авторы не просто приоткрывают завесу из «движущихся картинок», чтобы показать свое лицо, они открывают душу», – рассказывает продюсер выставки ПЭКШОТ Владислав Щепин.

Помимо современных авторов, будет представлена экспозиция работ выпускников и преподавателей ВГИКа прошлых лет – Сергея Параджанова, Александра Гринберга и Леонида Лазарева в оригинальном, авторском исполнении.

Author

Поделиться: