СПЕКТАКЛЬ «КОНСТАНТИН РАЙКИН. ВЕЧЕР С ДОСТОЕВСКИМ» УХОДИТ ИЗ РЕПЕРТУАРА

Анастасия Павлова

Предоставлено пресс-службой театра

 14 мая и 13 июня моноспектакль Константина Райкина «Вечер с Достоевским» сыграют в последний раз.

Спектакль «Константин Райкин. Вечер с Достоевским» поставлен Валерием Фоки-ным специально и только для худрука «Сатирикона» в 2010 году и является кульми-национным в многолетнем совместном творческом поиске В. В. Фокина и К. А. Райкина, в осмыслении ими наследия Ф.М. Достоевского, в частности, повести «Записки из подполья». Уникальная сценография спектакля создана Александром Боровским, акустическое пространство – композитором Александром Бакши.

Этот моноспектакль Константина Райкина полноправно можно назвать и бенефисом, и мастер-классом, и суровым экзаменом, который выдержит далеко не каждый артист. Актер и персонаж, названный Подпольным, постоянно двоятся, переходя один в другого. Константин Райкин бесстрашно заглядывает внутрь себя и поминут-но меняется местами со своей ролью. Прилюдная исповедь артиста, скольжение между собой и персонажем – одна из важных граней неповторимого действа и об-разец высочайшего сценического мастерства.

Повесть в форме исповеди от лица «подпольного человека» написана 43-летним Ф.М. Достоевским в 1864 году. «Повесть по поводу мокрого снега», как называет ее вымышленный автор записок. В сценическом переложении она стала одним из самых истовых и исповедальных высказываний Константина Райкина.

Еще во время учебы в Щукинском театральном училище юный Валерий Фокин приглашал Константина Райкина в свои студенческие работы, с которыми они успешно показывались преподавателям и коллегам. Вместе они были приняты в труппу «Современника». В 1971-ом году в этом театре вышел спектакль «Валентин и Валентина», ставший их общим дебютом – как режиссера и как актера в заглавной роли. В 1976-ом году родился спектакль «И пойду, и пойду…» по Ф.М. Достоевскому, где Фокин первым в России пробовал на сцене ме-тоды Ежи Гротовского, а персонажем Подпольным стал Константин Райкин, воплотивший замысел режиссера.

«Константин Райкин. Вечер с Достоевским» (2010) – продолжение темы, начатой в «Современнике». Но уже не в камерном пространстве, а на большой площадке. «Подпольный уже другой», – говорит Фокин, – «Он уже не забивается в угол, а стремится показать себя публике, эпатирует, и получает в этом, как ему кажется, удовольствие. Подполье у него внутри».

Author

Поделиться: