АФИША КАК ВИД ИСКУССТВА

Анастасия Павлова

О том, что «театр начинается с вешалки», знают все. Правда, до гардероба тоже нужно дойти. Порой, наш поход в театр заканчивается на входе. Ведь первое впечатление о театре и спектакле мы получаем, рассматривая афишу. В Пушкинском музее, проходит выставка «Афишемания. Французская реклама конца XIX – начала XX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина».

На ней представлены 130 афиш из собрания музея, рассказывающие об истории рождения и эволюции плаката как вида искусства. Экспозиция состоит из семи разделов: «Стены, заборы, витрины», «Живопись улиц», «Кабаре, театр, выставки», «Музы коммерции», «Велосипеды, аэропланы, шины», «Вино, табак, консервы», «Стиль эпохи: ар-нуво».

Здесь собраны работы художников, прославивших жанр коммерческой рекламы. Среди них и пионеры литографированных объявлений с иллюстрациями для витрин книжных магазинов Поль Гаварни и Леон Шубрак, создатель жанра художественной афиши Жюль Шере, представители стиля ар-нуво Анри де Тулуз-Лотрек, Эжен Грассе и Альфонс Муха, карикатуристы Адольф Вийетт и Гюстав Жоссо.

70-е годы XIX века для Франции начинаются с поражения во франко-прусской войне, и естественным ответом на это становится желание обывателя отрешиться от социальных потрясений и окунуться в развлечения. Это период вошел в историю как «прекрасная эпоха». Запрет на уличные выступления шансонье вызвал к жизни новое явление – артистические кабачки и кабаре. Это и легендарные «Ша Нуар», «Олимпия» и «Мулен Руж», существующие по сей день и те, чьи названия не сохранились. Здесь выступали музыканты, драматические артисты, популярные шансонье, танцовщики, собиралась интеллектуальная элита.

Афиши отразили это явление красочно и полно. Они зазывали на зажигательный канкан, вечера шансонье, пантомиму. Динамичные, насыщенные яркими цветами, они привлекают взгляд. Даже теперь, когда краски выцвели от времени. Главная героиня – молодая женщина, изящная, игривая, кокетливая. Легка полуулыбка, искрящиеся глаза, кокетливо выставленная из-под юбки ножка.

Тут и рекламный плакат известного далеко за пределами Франции кабаре «Мулен Руж», и афиша концертного кафе на Монмартре «Диван Жапоне», на котором изображены танцовщица Джейн Авриль, поэт и литературный критик Эдуар Дюжарден Тулуз-Лотрека. И его же портрет Джейн Авриль (из серии «Les Maîtres de l’Affiche»).

«Сейчас с уверенностью можно сказать, что реклама во многом сформировала творческую манеру Лотрека. Именно благодаря ей он освоил этот язык острый, лаконичный, выразительный, который определил всю его последующую живопись», – отмечают организаторы.

Продолжают экспозицию афиши «Рождественского сна» в Олимпии (автор Эммануель-Жозеф-Рафаэль Ораэй), воздушного балета «Мисс Доллар» в Новом театре (авторы Анри Гриё и Генри Грей), «Богемной жизни» Дж. Пуччинни и оперы Амбруаза Тома «Гамлет», ревю в Фоли-Бержер (автор Адриен Баррер), и реклама Жюля Шере для ледового дворца на Елисейских полях.

«Теперь имена многих давно забытых исполнителей сохранились, только потому, что они запечатлены на афишах. Например, у нас в экспозиции есть уникальные плакаты: певца Гари Фраксона, мадемуазель Дельбо и другие».

И, конечно, серия афиш основателя «ар-нуво» Альфонса Мухи для спектаклей Сары Бернар.

«Едва ли кто-то узнал о довольно посредственном художнике славянского происхождения – Альфонсе Мухе – если бы не реклама и не случай, который свел его с театральной дивой Сарой Бернар. Но именно он заложил стилевую основу ар-нуво, используя в своих афишах богатый декор, множество деталей. Он уникальный мастер композиции, он владеет каждым уголком листа, все это ему дали занятия каллиграфией», – говорят организаторы.

Впрочем, театральность присуща и рекламным плакатам далеким от искусства: изящество и игра, радостное восприятие жизни, придуманные образы, – все это можно найти и рекламе шин, зубной пасты, сигар и даже тушенки. Кажется, что артистизм, которым, несомненно, обладают художники, создающие настоящие шедевры для торговых домов и театров, выплескивается на улицы, увлекая за собой обычных граждан. Даже сейчас, спустя более ста лет, эти плакаты не просто останавливают взгляд, а вызывают желание рассматривать детали: вязь шрифта, черты лица, платья и экспозицию. А иногда и легкую зависть от мысли, что не можешь оказаться в Париже на рубеже веков.

«Реклама – удивительный документ эпохи, в ней совершенно нет фальшивости. Она несет мощный эмоциональный заряд и правдивое ощущение жизни. В ней переданы все особенности жизни, ее ощущения, отношения к предмету. Самое большое место занимает реклама развлечений, и Париж приобретает авторитет столицы развлечений: столицы театра, кабаре, актеров — только благодаря рекламе», – убеждены в ГМИИ им. Пушкина.

По словам куратора, «экспонировать эти материалы можно максимум три месяца в году». Это связано с тем, что материал, из которого они сделаны – афишная бумага – очень агрессивен, поскольку состоит из чистой целлюлозы, являющейся кислотной средой. «Жизнь такого плаката коротка – не более двух-трех недель, потом он должен был саморазрушаться и исчезать. Большое благо, что были коллекционеры, собиравшие эти уникальные плакаты. Но работать с ними сложно. Поклон нашим реставраторам, которые с такими большими размерами работают: нужны особые ванны, чтобы промывать их от кислотной среды; большие прессы, чтобы выравнивать и приводить их в порядок – наращивать утраченные концы и края», – говорят в музее.

Эта коллекция была передана музею в 40-х годах XXвека. Все эти плакаты были двумя московскими коллекционерами – известным знатоком гравюры Павлом Эттингером и представителем российского предпринимательства Фёдором Фёдоровым. Благодаря им сегодня ГМИИ им. А.С. Пушкина обладает одной из самых больших коллекций французской литографированной афиши в России.

Выставка продлится до 21 апреля.

Впитывала радость жизни Анастасия Павлова 
Фотографии автора

Author

Поделиться: