ГИД ПО ВЫСТАВКАМ МАРТА: ОТ ДЕРЕВНИ ПЕРЕМИЛОВО ДО РЕПИНА

 ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ВЛАДИМИРА ЛЮБАРОВА
«ГОД ТЕАТРА В ДЕРЕВНЕ ПЕРЕМИЛОВО»

ДОМ-МУЗЕЙ А.Н. ОСТРОВСКОГО/ТЕАТРАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ НА МАЛОЙ ОРДЫНКЕ

07.03.2019 – 21.04.2019

 

7 марта в Театральной галерее на Малой Ордынке откроется персональная выставка Владимира Любарова «Год Театра в деревне Перемилово». На выставке будут представлены работы художника из одноимённой живописной серии.

Деревня Перемилово – главное место действия почти всех историй живописных серий художника. В этот раз его персонажи принимают участие в проведении Года Театра: все они участвуют в постановках самодеятельного деревенского театра, вдохновенно перевоплощаются в героев произведений Пушкина, Лермонтова, Островского, Толстого, Горького и Чехова и даже Шекспира, Мольера и Бомарше.

«Особенностью народного перемиловского театра можно считать полное отсутствие «четвёртой стены» между актёрами и зрителями, которые, проникаясь сочувствием к героям постановок, живо комментируют происходящее на сцене, а иногда даже требуют изменить финал на более оптимистичный, – отмечает художник. – Так, к примеру, по настоянию жителей деревни во время дуэли удалось помирить Онегина с Ленским, Отелло не задушил Дездемону, а чеховские три сестры обрадовались тому, что не уехали в Москву, а остались жить в провинции».

В прошлом известный книжный график, главный художник журнала «Химия и жизнь» и издательства «Текст», в настоящее время Владимир Любаров исследует тему российской глубинки и ее обитателей. По мотивам его картин о народной жизни написаны современные сказки, осуществлены театральные постановки, сняты анимационные фильмы. В России и за рубежом регулярно проводятся персональные выставки Любарова, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, а в 2018-м году прошла его большая ретроспективная выставка в Русском музее. В последние годы Любаров выпустил три книги, в которых он выступает не только как художник, но и как автор ироничных автобиографических рассказов.

Мир образов Владимира Любарова – реальный и фантастический одновременно. Этот мир, рожденный творческим воображением художника, полон узнаваемых деталей и вместе с тем, вслед за традициями русского лубка, изрядно «поперчён» гротесковым юмором. В живописи Любарова тонкий психологизм и внимание к деталям своеобразно сочетаются с простодушной выразительностью наивного искусства и мастерством профессионала высокой пробы.

 

LES ANNÉES FOLLES. ФОТОГРАФИЯ, КОСТЮМЫ И ОБУВЬ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ SHOE ICONS

МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА

06.03.2019 — 19.05.2019

 

В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Les années folles. Фотография, костюмы и обувь из коллекции Shoe Icons.

1920-е и начало 1930-х вошли в историю как «сумасшедшие», «безумные», «ревущие» и «процветающие». Оправившись от ужасов Первой мировой войны и экономических кризисов 1919 — 1920-х годов, мир стремился вернуться к «нормальности», к радостям жизни вместо страданий, к танцам вместо слёз и многообразию цвета вместо хаки. Первая мировая оставила глубокие шрамы в психике поколения, прошедшего страшную бойню, впервые ставшего жертвой оружия массового поражения, научившегося убивать раньше, чем жить. Тем отчаяннее эти люди стремились воспользоваться благами мирного времени и периода экономического благополучия. Многие интеллектуалы тех лет, описывая состояние общества, пишут о «чувственном разгуле», революции нравов и расточительном прожигании жизни, охватившем все классы.

Главенствующий стиль этих лет — ар-деко, — по образному выражению Скотта Фицджеральда, был сформирован «всей нервной энергией, накопленной и растраченной в войне». Зародившийся в начале ХХ века, он окончательно оформился к середине 1920-х: на парижской Международной выставке современных декоративных искусств и ремесел 1925 года он доминировал в дизайне одежды, тканей, ювелирном искусстве, дизайне интерьеров, предметов быта и мебели.

На выставке будут представлены фотографии, платья и туфли из коллекции Shoe Icons — одна из крупнейших в мире коллекций обуви и костюма, а также издательство, созданное Назимом и Еленой Мустафаевыми и специализирующееся на книгах по истории обуви.

 

АФИШЕМАНИЯ. ФРАНЦУЗСКАЯ РЕКЛАМА КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА

ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА

21.02.2019 – 21.04.2019

 

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку французской рекламы конца XIX — начала XX века «Афишемания». В экспозиции будут показаны 130 афиш из собрания музея, которые познакомят с историей рождения и эволюции плаката как вида искусства. Зрители увидят работы известных художников и мастеров иллюстрированной рекламы — Анри де Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи, Поля Гаварни, Леона Шубрака, Жюля Шере, Адольфа Вийетта и других авторов.

Как часть художественного процесса плакат несет в себе отражение различных направлений в искусстве, иллюстрируя присущие им особенности и авторский почерк каждого. Благодаря афишам из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина можно проследить историю искусства целой эпохи во Франции — Belle Époque. Кроме того, художественная реклама XIX века — это документальное свидетельство своего времени. Откликнувшись на основные события века, афиша отразила характер различных политических партий, послужила рупором идей социалистов и анархистов, сыграла огромную роль в судьбе и карьере отдельных политиков и государственных чиновников, продемонстрировала достижения науки и техники. Она расширила пространство культурной среды, превратив улицы европейских городов в выставочные залы. Выполняя свою основную функцию — коммерческое рекламирование товаров и услуг, — афиша явилась полем для экспериментального поиска новых форм в искусстве, проводником передовых идей, оказала серьезное влияние на развитие и распространение художественных стилей — ар-нуво и ар-деко и во многом определила эстетику эпохи.

АНДРАШ ФЕКЕТЕ. ЗИМНИЕ СКАЗКИ

ГАЛЕРЕЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ФОТОГРАФИИ

07.02.2019 – 30.03.2019

 

Каждая из 30 фотографий проекта — словно сюжет из какой-то давно забытой сказки. Вот принцесса и трубочист, вот лихие молодцы и красны девицы, вот чудовища в овечьих шкурах, огромные и загадочные… В своих работах автор исследует природу сказки и пристально вглядывается в лица людей, которые отложили дела, чтобы на несколько часов почувствовать себя детьми.

Работа над проектом велась в течение 10 лет, снимки были сделаны на фестивале «Бушойярош» в городе Мохач, Венгрия.

«Во всех культурах народные праздники на исходе зимы — самые радостные в году. Мне хотелось передать их бешеную энергию и запал, а еще веру людей в то, что зима и зло это ненадолго, нужно лишь взять деревянный меч и трещотку и пойти помогать», — говорит фотограф Андраш Фекете.

 

АННА ФРАНК. ДНЕВНИКИ ХОЛОКОСТА

ЕВРЕЙСКИЙ МУЗЕЙ И ЦЕНТР ТОЛЕРАНТНОСТИ

29.01.2019 – 31.03.2019

 

Еврейский музей и центр толерантности представляет выставку «Анна Франк. Дневники Холокоста». Проект основан на материалах дневников, написанных девочками и девушками в гетто и зонах оккупации.

В годы Второй мировой войны многие евреи вели дневники, но сохранились лишь немногие из них: при обнаружении личные записи уничтожались как подлинные исторические документы, свидетельства преступлений. Экспозиция представит истории шести девушек — Анны Франк, Элен Берр, Евы Хейман, Мэри Берг, Элизабет Кауфманн и Рутки Ласкер — восстановленные по материалам дневников и личных архивов. Интерпретировать исторические и эмоциональные образы из дневников будут работы современных художников.

Автобиографические тексты, наполненные эмоциями и переживаниями юности, фотографии, исторические артефакты и звуковые инсталляции, воссозданные на основе воспоминаний девушек, призваны раскрыть тему подростковой травмы, памяти и взросления в период Холокоста.

В этой тесноте, до отказа набитой впечатлениями и эмоциями, звучит интимный диалог личных историй и современного искусства. На выставке представлены произведения известных художников, для которых тема Холокоста, природы насилия и личной памяти жертв, стала одной из центральных. В их числе: немецкий художник Ансельм Кифер, польский скульптор и видеохудожник Мирослав Балка, французский мультимедийный художник Кристиан Болтански, австрийский акционист Герман Нитч, российский художник Хаим Сокол, израильский фото- и видеохудожник Ори Гершт, авангардист и скульптор Вадим Сидур, а также создатель «саморазрушающегося искусства» Гюстав Мецгер.

Выставка «Анна Франк. Дневники Холокоста» — попытка сделать память живой, вспомнить не только страхи и утраты, но мечты и надежды. В атмосфере духоты и абсурдных ограничений Анна Франк, Элен Берр, Ева Хейман и другие девушки пишут о первой любви, о цветах и красивых платьях, о страсти к книгам и знаниям.

Материалы дневников позволили кураторам выставки раскрыть переживания девушек в разных измерениях — пространственном, звуковом и визуальном. Архитектура выставки служит напоминанием о тесноте чердаков и подвалов, охраняемых периметров, переполненных гетто, враждебных улиц еще вчера родных городов.

ВЫСТАВКА «РАШИД АРАИН. РЕТРОСПЕКТИВА

МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ГАРАЖ»

08.03.2019 – 26.05.2019

 

Первая в России ретроспектива Рашида Араина (род. 1935, Карачи, Пакистан) познакомит зрителей с шестьюдесятью годами интенсивной и разнообразной работы художника.

Исключительное положение непререкаемого авторитета в искусстве Рашид Араин заслужил многолетней борьбой за справедливость — как художественными средствами, через универсальные геометрические фигуры, так и политическими, с помощью публицистики, перформансов и выставочных проектов, обличающих расизм.

Выставка «Рашид Араин. Ретроспектива» делится на шесть глав.

Всю жизнь Рашид Араин мечтал о художественном интернационале — всеобщем братстве художников, где не важны цвет кожи и положение в обществе.

Специально для программы Garage Atrium Commissions Араин готовит скульптуру «Оммаж Татлину», задуманную им еще в 1968 году. Воздавая должное истории русского авангарда, Араин обращается к «Памятнику III Интернационала» Владимира Татлина, в котором он видит повод для собственного высказывания. Упрощая форму башни, художник подчеркивает универсальность ее структуры.

Кроме того, в последние недели работы выставки Музей «Гараж» представит ранее не осуществленный перформанс Араина «Диско под парусом» (1970-е) — уникальное сочетание геометрической абстракции и практики гимнастики цигун.

К выставке приурочено издание сборника текстов художника, который охватит несколько десятилетий его литературно-критической работы и будет включать в себя наиболее известные труды, в том числе «Предварительные заметки к «Черному манифесту» (1975–1976) и «Экоэстетика. Манифест для XXI века» (2008–2010).

Выставка «Рашид Араин. Ретроспектива» была впервые показана в Музее Ван Аббе (Эйндховен, Нидерланды).

 

НОВОЕ ПРОШЛОЕ ТАМАРЫ СТОФФЕРС

ЦЕНТР ФОТОГРАФИИ ИМЕНИ БРАТЬЕВ ЛЮМЬЕР

13.03.2019 – 30.06.2019

 

Центр фотографии имени братьев Люмьер представляет выставку работ молодой голландской художницы Тамары Стофферс. Автор смело экспериментирует с техникой коллажа, комбинируя иллюстрации из найденных книг, открыток и газет эпохи СССР. Благодаря смешению несоизмеримых объектов общей культурно-исторической эпохи художница создает новые визуальные связи и смысловые ситуации, интересные зрителю. Выбранный автором принцип основан на ностальгическом чувстве о прошлом, которое никогда не было ей известно.

Советский Союз оставил богатое культурно-историческое наследие, тесно связанное с идеологией и пропагандой. Его визуальный язык вызывает ностальгию у одних и по-прежнему актуален для других. Особенно интересно, как иностранец понимает и интерпретирует советский мир, который кардинально отличается от мира, в котором он живет. «Когда я впервые нашла старую книгу об СССР, я была очарована сильным визуальным языком той эпохи, яркостью образов, а также их часто неожиданным контрастом. Мне открылся крайне сюрреалистичный непонятный для меня мир», – говорит Тамара Стофферс.

Интерес к наследию времён СССР зародился у неё после посещения выставки «Советский дизайн 1950-1980» (Роттердам, Нидерланды, 2015-2016). В экспозиции было представлено более 500 предметов: мебель, текстиль, бытовая техника и посуда, игрушки, рекламные плакаты, уникальные архивные материалы. Увиденное настолько вдохновило художницу, что она начала собирать всё, что было связано с эпохой СССР: от традиционных кукол, до расписных ложек, агитационных открыток и фигурок Ленина. Первой книгой в коллекции Стофферс стал альбом «Portrait of Moscow» (London: Paul Hamlyn, 1965). Его иллюстрации послужили основой для многих будущих коллажей Тамары. 

Стофферс нравится разрушать сложившиеся советские образы, помещая их в новую среду внутри коллажа. Художница подходит к процессу создания своих работ как к игре и, оставляя зрителю свободу для интерпретаций, предлагает совместно стать её участником. В Нидерландах подобную игру назвали бы «щекоткой для воображения».

БОЛЬШАЯ РЕТРОСПЕКТИВА ИЛЬИ РЕПИНА

НОВАЯ ТРЕТЬЯКОВКА

15.03.2019 – 18.08.2019

 

К 175-летию со дня рождения Ильи Репина в Третьяковской галерее откроют масштабную выставку произведений художника. Гости увидят лучшие картины живопиcца, созданные в период 1870-х — 1920-х годов. Это более 180 полотен и около 130 графических работ, которые разместят в самых крупных залах Третьяковки.

Помимо известных картин: «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — в экспозицию войдут малоизвестные произведения Репина из 26 российских музеев, зарубежных собраний, а также частных коллекций. Главным экспонатом выставки станет крупноформатное полотно «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…» из Русского музея.

Подготовила подборку Анна Оконова

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

%d такие блоггеры, как: