В 2018 году издательство ЦАРАП (Центральный архив русской авторской песни) выпустило объемистую книжку под названием «Верните Театр Актеру!». Все три слова написаны с заглавной буквы и выглядели бы очень пафосно, если бы не искренность автора.

  Алла Григорьевна Кигель – театральный режиссер, педагог, ставила спектакли в театрах Москвы, Киева, Одессы, Риги и других городов, много лет проработала режиссером на Центральном телевидении, преподавала на актерском и режиссерском факультетах Щукинского театрального института, в училище циркового и эстрадного искусства, вела творческие лаборатории и мастер-классы в России, Франции, Израиле, США. Итогом размышлений, наработок, выводов из богатейшего профессионального опыта стала книга, тема и страсть которой – Актер.

  Автор книги предлагает изменить привычное восприятие спектакля, сделать видимым и увлекательным для всех участников, процесс живого поиска и сотворения образа прямо на театральных подмостках. Алла Кигель называет нынешнюю театральную систему – закрытым театром, подчеркивая его главную особенность – зрителю предлагается готовая и законченная версия прочтения. Режиссер ставит перед актером задачу, тот ее выполняет, зритель в зале смотрит на результат. Сам поиск скрыт, актер предстает в том образе, который, по мнению режиссера, необходим в данном спектакле, зрителю предлагается вполне определенная трактовка. Кигель же предлагает рискнуть и пойти против течения – сделать процесс создания образа открытым, вспомнить о том, что в основе театра как вида искусства лежит импровизация, и предоставить актеру возможность самому найти нужный способ существования персонажа в разнообразных предлагаемых обстоятельствах.

  Ключ и секрет такого метода, теоретически, несложен. Нужно взять в руки текст и начать задавать по нему вопросы. Режиссер не предлагает актеру задачу для выполнения, как это чаще всего бывает, а ставит перед ним вопрос. При поиске ответа возникают новые, не замеченные ранее обстоятельства, нюансы, тонкости и эмоции. И вот тогда-то и появляется возможность актерской импровизации, роскоши лицедейства, проявления индивидуальности. И на подмостках возникает Актер, без которого театр все-таки существует с трудом, что бы ни утверждало современное искусство. Это движение изнутри наружу, из глубины к вершине и становится главным актерским направлением, поиском и органичным способом рождения персонажа и спектакля.

  Казалось бы, при подобном подходе книга может представлять лишь узкопрофессиональный интерес. Но не тут-то было. В ней хватает и нежнейших мемуарных историй, и трогательных воспоминаний о друзьях и коллегах, совместных работах, светлой грусти по ушедшим и любимым. С особенным чувством описана работа со студентами актерских и режиссерских факультетов. Размягченному и чуть ностальгирующему читателю предлагается интересное упражнение: вместе со студентами поискать новые ответы в набивших оскомину театральных (да и не только театральных) произведениях. Как это делается и каков результат – лучше читать в самой книге, но удивление, восхищение и настойчивое желание перечитать текст возникают немедленно. Читатель вовлекается в творчество, и сам становится актером, а его импровизация рождает пусть маленький и частный, но самый настоящий театр. Где, как мы уже выяснили, никак нельзя обойтись без актера. 

Актерскую импровизацию в современном театре искала Юлия Кулагина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

%d такие блоггеры, как: