МЕТАФИЗИКА ОБРАЗА

Анастасия Павлова

Михаил Шемякин. «Зимние забавы: Радовать всегда спешу», 2010 г. Предоставлено пресс-службой

21 ноября в Московском музее современного искусства открылась выставка «Михаил Шемякин. Метафизическая мастерская». Это масштабная ретроспектива художника, посвященная 75-летию мастера. В экспозицию включены более 250 произведений, сделанных в разных техниках – живопись, скульптура и графика.

  Экспозиция двухчастная: первую куратор выставки Алексей Трегубов задумал как несколько лабораторий-мастерских, в которых показаны все этапы рождения шедевра – от замысла до воплощения. Вторая представляет традиционные экспозиционные залы, где расположены легендарные серии «Тротуары Парижа», «Кокон», «Театр», «Гражданская война».

Михаил Шемякин. Макет декорации к балету «Коппелия», 2010

  Один из самых больших разделов связан с театром: здесь можно увидеть эскизы костюмов, макеты декораций, кукол из спектаклей «Щелкунчик» и «Коппеллия», видеопроекции.

  Театральную экспозицию открывает зал, в котором посетителей встречает огромная кукла Щелкунчика – одного из главных героев в творчестве Михаила Шемякина. Высокая худющая, будто нарочно вытянутая, она смотрит поверх входящих, улыбаясь каким-то своим мыслям. Кажется, что художник придал ей какие-то свои черты – некую отстраненность и лиричность. Может, это сам Шемякин встречает нас у входа в театральную мастерскую. Тут же находятся и два макета декораций к фантастическому балету «Коппелия». У них есть одна особенность – когда вглядываешься в них, то создается впечатление уходящей вглубь перспективы, и кажется, что один перетекает в другой. И рассматривать их можно с разных сторон – странные персонажи, населяющие пространство, оживают, чуть двигаются и даже слегка подмигивают.

Михаил Шемякин. «Щелкунчик»

 Надо сказать, что все, что вы увидите на выставке, отчасти похоже на отражение в кривом зеркале – странные непропорциональные человечки с длинными носами, руками, вытянутыми пальцами и слегка вывернутыми губами. Собственно, перед нами предстает в разных вариантах вывернутый мир Гофмана, где красивое оказывается уродливым, а уродцы вдруг превращаются в обаятельных симпатяг.

  Завершает экспозицию зала макет к мультипликационному фильму «Гофманиада», который в 2018 году вышел на экраны. «Канцелярия Циннобера» представляет собой анфиладу комнат, ведущих в кабинет начальника, выполненный в коричневато-серых тонах.

Михаил Шемякин. Макет декорации «Канцелярия Цахеса Циннобера»к мультипликационному фильму «Гофманиада»

 Второй зал собрал персонажей из «Щелкунчика»: крысята с лукаво-злобными мордочками и длиннющими носами, обвешанные сосисками, подозрительно похожие на людей.

  В третьем зале представлены эскизы к балету «Коппелия»: забавные персонажи-растения, заводные куклы. А напротив – видеопроекция из спектакля «Щелкунчик» и Театрального марша в Венеции. Продолжат галерею персонажей – министры с маленькими головками, самым большим достоянием которых являются носы – остренькие, с закругленными кончиками, раздутые. Есть среди них важные господа в париках больше, чем голова, есть с огромными ушами, а есть и те, кто напоминает мышей из соседнего зала…

Михаил Шемякин. “Эскиз к костюму механической куклы “Репейник”.
Для балета “Коппелия”. 2010 г.

  Театральность присуща всем работам автора – забавные человечки, напоминающие гофмановских персонажей, катаются на коньках, играют в снежки. Они появились из капель, потому серия называется «Капли», а вот чудные жители серий «Говоры» и «Загадки» – у кого-то спущены рукава, у кого-то шапка наползает на нос, кто-то явно ругается. Это визуализация ушедших в историю слов, которые фантазия художника превращает в оживших персонажей, и загадок, отгадки к которым потеряны.. Вот и обитают в полутемном пространстве узкого зальчика «Охряпки», «Умывальницы» и «Тяжелко». 

Михаил Шемякин. «Тяжелко», 2017 г. Из серии «Говоры»

  Ирония и любовь к театру заметна и в совсем казалось бы мрачных работах, посвященным гражданской войне, неуютным парижским улицам («Тротуары Парижа»), смерти («Кокон», возникший из туши ). Смерть в работах Шемякина страшна и смешна одновременно, она может обаятельно скалиться, призывно улыбаться, кутаться в меха и красоваться в платьях, и всегда дает начало новой жизни – как в серии «Гербарии».  

Михаил Шемякин. “Гербарий”, 2012 г.

  Выставка дает возможность познакомиться с ключевыми этапами творчества художника, здесь собраны материалы из архива Михаила Шемякина, Государственного Русского музея, ММОМА, Государственного академического Мариинского театра, киностудии «Союзмультфильм», фонда Михаила Шемякина и частных коллекций.

  Увидеть все разнообразие работ юбиляра можно до 27 января.

Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА

Author

Поделиться: