НЕВЕСТЫ СО ДНА: ПРЕМЬЕРА «ЛЮБОВНИЦ» В ТЕАТРЕ НАЦИЙ

Брак – это… Социальный лифт, инвестиция в будущее, единственный способ с помощью мужчины «выйти в люди». Над значением этого определяющего в судьбе  женщины события и над тем, на какие компромиссы с собой готовы пойти главные героини спектакля «Любовницы» Бригитта (Елена Николаева) и Паула (Наталья Ноздрина), рассуждает режиссёр Светлана Землякова в премьерной постановке Театра Наций по одноименному роману австрийской писательницы лауреата Нобелевской премии (2004) Эльфриды Еленек.

  В романе автор называет своих героинь креветками, таким образом, определив место Бригитты и Паулы в социальной иерархии. В спектакле героини также заняты «поиском пропитания», и хотя они и низшее звено в этой цепи, но готовы «поедать мелких рыб», оставаясь пищей для крупных. 

  Героиня Елены Николаевой работает на фабрике, шьёт нижнее белье, также как когда-то делала ее мать, родившая дочь вне брака, то есть не обеспечившая ни себе, ни дочери достойное место в «мировом океане». 

  Но Бригитта серьёзно идёт к главной цели. На своём рабочем месте под монотонный шум от швейных машин и, «ощущая под пальцами мягкий поролон, или твёрдые кружева», девушка произносит про себя, как заклинание, формулу успешного будущего: «выйти замуж, уводиться с фабрики, родить ребёнка». «Лет Бригитте становится все больше, женственности все меньше, а конкурентки становятся все моложе. Бригитта следит за своей внешностью, ведь, если ты женщина, с этого пути уже не сойти. Сама Бригитта не может сделать свою жизнь лучше, все лучшее в жизни придёт вместе с мужчиной», – резюмирует свои планы героиня Елены Николаевой. 

  Второй заглавный персонаж «Любовниц» – Паула. Она окончила среднюю школу и наконец вырвалась из деревни, и теперь мечтает о свободной и красивой жизни в большом городе. Героиня Натальи Ноздриной, в отличие от расчетливой Бригитты, верит, что обязательно встретит настоящую любовь. В начале спектакля Паула смотрит на мир через солнечные очки, ярко красная оправа которых сделана в форме сердечек, и, как и подобает открытому и наивному подростку, в ответ на скептические прогнозы женщин, умудрённых опытом прожитых в браке лет, заявляет, что «нас отличает друг от друга любовь, только любовь нас и отличает». Они хором прочат Пауле в мужья условного лесоруба, как пророчат «карьеру продавщицы, или ее помощницы, в лучшем случае домохозяйки», поскольку более реалистичных вариантов для подобных Пауле бесхитростных и недалеких простушек, не существует.

  «Любовницы» спектакль повествовательный, актёры почти не говорят друг с другом, а о своих персонажах рассказывают от третьего лица. Их истории, произнесённые отстранённо, становятся более универсальными. Часто их рассказы плавно превращаются в пение. В спектакле вообще много поют и играют на музыкальных инструментах. Практически все актёры премьерного спектакля заняты в музыкальных постановках Театра Наций («Fарс-мажорный концерт», «Синяя синяя птица», «Песни военных лет» и др). Елена Николаева, Наталья Ноздрина, Антон Тульчинский (Хайнц) Олег Савцов ( Эрих) певица Муся Тотибадзе (Сюзи), Наталья Павленкова, Леонид Тимцуник (играют родителей нескольких героев) превращают текст Елинек, в версии Светланы Земляковой все же приобретший менее жёсткую форму повествования, в поэму о нелегкой женской доле. 

  Режиссёр Светлана Землякова говорит о своём новом спектакле: «С 70-х (роман Эльфриды Еленек вышел в 1975-м) изменились приметы времени, но суть осталась: мы так же зависим от социальных и бытовых мифов, они лишь слегка трансформировались, но держат наше сознание так же крепко, как и раньше».

 Сценография «Любовниц» отображает этот миф в виде игрового поля. Чёрное пространство, расчерченное на большие клетки с светящимися контурами, (художники Екатерина Злая, Денис Сазонов) напоминает разделённое поле некоей игры под названием «Выйти замуж». Клетки игрового поля подобны уровням, которые участники проходят на пути к победе.

  Светлана Землякова – лауреат «Золотой Маски» в номинации «Эксперимент», среди самых известных работ последних лет спектакли в Театре им. Маяковского «На траве дрова», «Сергеев и городок» в Театре им. Евг. Вахтангова, «Встречи. В Пространстве расставаний» в Театре «Мастерская П. Фоменко».

Знакомилась с героями Валерия Новокрещёнова
Фотографии Валерии Новокрещеновой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

%d такие блоггеры, как: