ПАВЕЛ АРТЕМЬЕВ ВЫПУСТИТ В МГТ СПЕКТАКЛЬ ПО ПРОЗЕ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

Анастасия Павлова

1 и 2 декабря в Московском Губернском театре пройдет первая премьера сезона. Павел Артемьев представит спектакль по мотивам произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина «Возмутитель». 

  Это третья работа молодого режиссера в МГТ и первая – на большой сцене. Инсценировку по повести   М.Е. Салтыкова-Щедрина «В больнице для умалишенных» написал Владимир Малягин. Сюжет ее фантасмагоричен, и в нем угадывается наше настоящее. 

  «Для меня это очень интересный опыт, – рассказывает режиссер Павел Артемьев, – прикоснуться к русской классике, к Салтыкову-Щедрину. Почему-то он как автор сейчас не очень востребован на театре, что странно, – ведь то, о чем он писал в свое время, актуально и сего-дня. И сам его жанр сатиры – современен, злободневен. Мне кажется, он очень к месту именно сейчас, когда в обществе очень сильно разделение на «своих» и «чужих», идет война между «своими» и «чужими». И в своей пьесе по Салтыкову-Щедрину драматург Владимир Малягин как раз описывает это разделение, и делает это через юмор, смех. Мне этот подход очень близок: ведь смех, юмор могут помочь отстраниться от ситуации и тем самым избавить человека от страха, защитить его.

  Это история про честного человека, который честно делает свою работу. Он попадает в эту ситуацию разделения на своих и чужих, и не может найти в ней своего места. И оказывается, что просто честный человек на самом деле нико-му не нужен – ни своим, ни чужим, ни власти, ни народу. То есть, мы говорим о каких-то серьезных, «больных» вещах, и при этом вся эта история пронизана смехом, юмором – как лекарством от этой печальной ситуации. Поэтому я надеюсь, что мы этим спектаклем одновременно и обнаружим какие-то раны, и попытаемся залечить их».

 По словам художественного руководителя театра Сергея Безрукова, сатирическая проза Салтыкова-Щедрина является настоящим сокровищем для артиств в плане развития профессиональных навыков, поисков новых способов существования на сцене и, конечно, очень актуальна. Павел Артемьев, отмечает Сергей Безруков, облек спектакль в необычную форму. 

  Главную роль исполнит приглашенный актер – Антон Богданов, уже работавший с Артемьевым в спектакле «Прекрасное Далеко». Антон признается, что ради этой роли отказался от съемок в двух проектах: «Я играю некоего возмутителя – помощника прокурора Березкина, которого за его правдоискательство упекли в психиатрическую больницу. Но на самом деле каждому из нас так или иначе доводится побывать в роли возмутителя спокойствия. Кто-то в 15 лет идет против системы в своем дворе, кто-то в 45 – на работе, в политике. В нашем спектакле система – это не столько государственный строй, сколько некая внутренняя система ограничений, правил.

  Когда я читал пьесу, она мне показалась очень смешной, и в ней действительно много сарказма, острой сатиры. Но когда в процессе репетиций мы погрузились во всю эту историю, мне стало немного страшно за тот мир, в котором мы живем. Проецируешь текст на личные переживания, на нашу жизнь, власть, систему управления и так далее». 

  Художник-постановщик спектакля Екатерина Витковская помещает действие спектакля в метафоричное пространство, лишив коробку сцены привычных театральных аксессуаров – нет ни кулис, ни задника. События происходят на фоне развалин, время действия – наши дни. За грудами обвалившейся кирпичной сте-ны в арьере сцены – свалка из артефактов разных эпох: фрагменты кораблей, же-лезных конструкций и даже огромный доисторический скелет. От первого плана в глубину сцены тянутся изогнутые стеклянные ручейки пустых бутылей, а в критических ситуациях герои спектакля встают под «душ» из звенящих колокольчиков.

  «В этой визуально-звуковой инсталляции угадывается скорее не психиатрическая лечебница, а разрушающийся, на грани сумасшествия мир. Здесь все доведено до такого градуса гротеска и нелепого абсурда, что спасти от этого безумия может только смех», – считает режиссер Павел Артемьев.

Фотографии Галины Фесенко,
предоставлены пресс-службой театра

Author

Поделиться: