НАТАЛЬЯ КАЛИНИНА И МАРИЯ ДУНАЕВСКАЯ: «В НАШИХ ГЕРОИНЯХ НАС ПРИВЛЕКАЕТ ЧУВСТВО ЮМОРА»

Анастасия Павлова

Спектакль «Сказка о царе Салтане» в Малом театре играли почти 15 лет. Первую версию настоящий волшебник Виталий Иванов, а по совместительству режиссер всех детских спектаклей в Малом театре, поставил в 1999 году. Спектакль был объемным, ярким, с большим количеством машинерии, поэтому, когда началась реконструкция Исторической сцены, его решено было убрать в запас. И вот он возвращается на сцену. О том, что в нем изменилось, чем он отличается от сказки Пушкина и чем хороши отрицательные роли, журнал «Театрон» поговорил с молодыми актрисами театра, исполнительницами ролей вредных сестер – Натальей Калининой (Ткачиха) и Марией Дунаевской (Повариха).

Спектакль долгое время был в репертуаре театра. Вы видели первую версию? Что изменилось в нем сейчас?

Наталья Калинина. Я видела спектакль, к сожалению, только на видео, поэтому трудно судить, что изменилось… Существенно, мне кажется, ничего не поменялось, режиссер Виталий Николаевич Иванов сохранил общую концепцию постановки, Александр Кириллович Глазунов – художник-постановщик, полностью обновил декорации и костюмы, а молодые актеры привнесли новую энергию и это прекрасно! Оба состава у нас замечательные, все актеры вкладывают душу в работу, а точнее, как учит нас Юрий Мефодьевич Соломин, выходя на сцену, оставляют там «кусочек своего сердца»!

maly

  Помимо героев самой сказки, тут появляются Кот, Леший, Королевич и Кощей…

Мария Дунаевская. Виталий Николаевич взял пролог из «Руслана и Людмилы», где эти персонажи упоминаются. Они и становятся рассказчиками истории.

  Актеры всегда признаются, что отрицательные роли играть интереснее…

  Наталья Калинина. Да, отрицательные роли дают возможность быть разной, найти в себе какие-то не самые приятные черты. Ведь в каждом человеке есть и вредность, и зависть, и коварство. А на сцене ты можешь использовать свои отрицательные качества не в чем себя не ограничивая.

Мария Дунаевская. В жизни нечасто приходится пользоваться этими качествами в полную силу, а в спектакле есть возможность выдать все, на что ты способен.

 За что же вы так сильно не любите царицу?

Наталья Калинина. За то, что она стала царицей. У нас столько планов было (смеется).

Мария Дунаевская. А чего она – забрала у нас Салтана? (смеется). Мы так надеялись стать царицами, а тут…

Наталья Калинина. Вообще каждая из нас хочет быть лучшей, особенной в глазах Салтана – потому и придумывает историю, чтобы не просто переплюнуть сестру, но и удивить царя. Моя ткачиха не просто разыгрывает историю про Черномора и богатырей, а сама верит в нее.

Мария Дунаевская. Да-да, и повариха. Она говорит царю, мол посмотри, что я тебе придумала – тут и ёлка, и белка и даже изумруды.

  Станиславский говорил: «Когда ты будешь играть доброго, — ищи, где он злой, а в злом ищи, где он добрый». А где в ваших сестрах доброе? Что вас самих в них привлекает, по-человечески?

  Наталья Калинина. Мне в ткачихе нравится чувство юмора. А в самой работе то, что мы все время находимся в состоянии игры.

Мария Дунаевская. Обе героини очень веселые (смеется). Да и мы сами в детей превращаемся, играем в сказку, и это здорово.

Наталья Калинина. Когда в третий раз корабельщики приезжают и рассказывают о том, что своими глазами видели Черномора. Мы придумали, что моя Ткачиха, понимая, что все, что она сочинила буквально на ходу, на самом деле существует, она и уши закрывает руками, платочком от них загораживается – мол, не надо знать ничего не хочу.

 Мария Дунаевская. В сценах, когда мы издеваемся друг над другом: например когда Бабариху шмель ужалил. Мы кричим: «На носу вскочил волдырь!..»

Наталья Калинина. …Да! И это не злорадство, а подтрунивание – «ай, какой волдырь смешной». У нас и сказка и начинается с юмора, когда Салтан назначает нашим героиням роли: «Ты – ткачиха, ты – повариха». Мы, конечно, сердиты, что не нас выбрали царицами, но потом посмеялись, язык друг другу показали и идем за царем.

Есть ли самый любимый момент в спектакле?

Мария Дунаевская. Ой, я танцы люблю, мне бы их побольше. (смеется) У меня с Лешим веселый танец очень.

Наталья Калинина. И у меня танцы один из любимых моментов. Хореография поставлена так, что очень ярко выражается отношение персонажей друг к другу. В самом начале спектакля на свадьбе, Кот зовёт Ткачиху танцевать, она расстроенная выбором Салтана, не хочет танцевать, конфликтует с Котом весь танец и только в конце немножечко поддаётся всеобщему веселью!

Наталья Калинина и Мария Дунаевская. Хотя конечно сложно выбрать. Нам очень нравится существовать внутри сказки. И обязательно мы стараемся смотреть даже те сцены, в которых не заняты. И с радостью можем пригласить на наш спектакль родителей с детьми, которые только начинают познавать театр.

Фотографии предоставлены пресс-службой театра

Author

Поделиться: