УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЕЙ. ОТКРЫТИЕ МЕМОРИАЛЬНОЙ ДОСКИ АНДРЕЮ ГОНЧАРОВУ

Анастасия Павлова

В последний день октября на углу двух Бронных было много людей. Их не испугал ни холодный ветер, ни хмурый день. Здесь, рядом с домом 2/6 по Большой Бронной, где он прожил последние 30 лет, собрались коллеги, ученики, друзья и почитатели таланта Андрея Александровича Гончарова. Этот год у мастера юбилейный — ему исполнилось бы 100 лет. Сегодня открыли мемориальную доску в память о нем. На ней он в любимом зале Театра им. Вл. Маяковского, во время репетиции. Позади ряды пустых кресел, где-то перед ним сцена. Тут Гончаров еще молод — чуть за 50 — впереди много спектаклей, выпусков в ГИТИСе, и тридцать лет жизни. Он сидит, облокотившись на спинки кресел, и иронично прищурившись, смотрит вроде и на нас, а вроде и нет…

goncharov

Это отметил и художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко» Евгений Каменькович: «Огромное спасибо, что вы изобразили его именно так. Андрей Александрович как-то очень иронично на нас всех смотрит». А Алексей Андреевич Гончаров, сын мастера, поблагодарил за то, что выбрали для скульптуры фотографию, где он молод.

andreev

Народный артист Владимир Андреев вспомнил о том, что Гончарову очень нравилось, как он его пародировал, как Андрей Александрович ругал его, уже взрослого человека, будто первокурсника и только, когда Андрееву исполнилось 50, грустно заметил: «Вот мы с вами и сравнялись, Володя».

  «Это был удивительный, неистовый, по-настоящему любимый и суровый человек, — рассказал Андреев. — Однажды молодой режиссер с ТВ проходил у него практику, подошел к Гончарову и спросил: «Андрей Александрович, почему вы все время орете?» Гончаров глянул на него орлиным взором и ответил: «Я не ору, я кричу, когда не знаю, что предложить».

  Для Светланы Немоляевой Андрей Гончаров был человеком, который сделал ее актерскую судьбу.

nemolyaeva

«Я могу только поблагодарить судьбу и Бога, что моя судьба была связана с ним. Я столько сыграла, столько ролей, которые без него бы не сделала, —призналась актриса. — Если Охлопков бы крестным отцом театра, то Гончаров, конечно, был отцом актерским, он создал целый актерский коллектив».  

  Заведующий кафедрой режиссуры ГИТИСа Сергей Женовач говорил и о том, как они боялись Гончарова, и о том, что его курс был самый модный — все ходили в кожаных пиджаках — и студенты были очень важными. Говорил он и о том, что Гончаров звал его «внучком».

zenovach

  «Петр Фоменко был сыном, а мы внуками. А сейчас тут и внуки, и правнуки и праправнуки собрались»», — заметил Женовач.

  По его мнению, Гончаров умел быть не просто учителем, но учителем УчИтелей, как он сам говорил.

«Когда я уже закончил ГИТИС и начал работать, ближе и душевнее человека я не встречал. У него было удивительное качество — всегда помогать, даже если про театр он думал иначе», — поделился он.

  По его мнению, «третий этаж ГИТИСа (там находится режиссерский факультет) сформулировал Гончаров». И именно поэтому он, по-прежнему, развивается так интересно и необычно, Гончаров заложил традицию приглашать в качестве педагогов режиссеров совершенно разных направлений. А те, кто работает сейчас, эту традицию поддерживают и стараются соответствовать.

  О другой гончаровской традиции говорил и Евгений Каменькович: «Мне очень приятно, что Театр им. Маяковского при Миндаугасе Карбаускисе получил какое-то второе дыхание. Еще одна прекрасная гончаровская традиция — там сейчас житья не стало от студентов, я надеюсь. Они везде. Говорят, даже будут играть главные роли в новой премьере. Это такая замечательная традиция, потому что если тебе дышат в спину, значит в театре будет все нормально».

Сергей Яшин отметил, что на открытии собралось много тех, с кого в 1969 году начались режиссерско-актерские курсы ГИТИСа.

yashin

  «Андрей Александрович снова нас собирает, и попробуй не прийти! Спасибо ему за такой прекрасный повод собраться вместе», — сказал Яшин.

  Ректор ГИТИСА Григорий Заславский поддержал Сергей Женовача, сказав, что у Гончарова был талант собирать не похожих на него режиссеров, еще он добавил, что в установлении доски очень большую роль сыграло руководство Театра Маяковского — Миндаугас Карбаускис и Леонид Ошарин.

zaslavsky

  «То, что все это удалось сделать довольно стремительно при том, что согласовать все в Москве по-прежнему довольно сложно. У меня здесь роль самая простая и функциональная — сказать большое спасибо Департаменту культуры Москвы и Правительству Москвы, которые поняли всю важность установки мемориальной доски именно в год 100-летнего юбилея Гончарова. Таким образом, мы закрываем серию важнейших для нас юбилейных торжеств», — отметил Заславский.

  Благодарил руководство Театра Маяковского за неформальное, живое участие на каждом этапе работы и сын юбиляра. Также он поблагодарил скульптора — Илью Феклина.

Одним из последних выступал создатель мемориальной доски, скульптор Илья Феклин. Его слова благодарности были адресованы людям, которые связаны с технической стороной процесса — формовщикам, литейщикам, — а также к коллегам-скульпторам, помогавшим советом: брату Никите и Александру Панову.

feklin

  В завершение церемонии выступил директор Театра Маяковского Леонид Ошарин. Он тоже поблагодарил всех, кто принимал участие в создании доски и, конечно, актеров театра.

aktery

«Достаточно легко все получилось, несмотря на то, что ровно год мы занимались организацией, и ни на одном из этапов не возникло никаких препонов. Практически в течение года мы смогли это сделать», — отметил он.

Инициаторами создания мемориальной доски стали Московский академический театр имени Вл.Маяковского и Российский институт театрального искусства – ГИТИС, служению и преподаванию в которых Гончаров отдал большую часть жизни. А помощь в создании доски оказал Фонд поддержки и развития театрального образования. 

1

  Андрей Гончаров был мастером невероятного масштаба. Долгие годы возглавляя кафедру режиссуры в ГИТИСе, привлек туда все лучшие практические силы, потому что был убежден: научить профессии могут только те, кто сами в ней значат много. За 40 лет преподавательской деятельности в ГИТИСе он подготовил сотни режиссеров и актеров, работающих едва ли не во всех театрах страны, а также в Литве, Казахстане, Туркмении, Польше, Китае, на Кубе… Андрей Гончаров воспитал рекордное количество учеников, которые впоследствии сами стали вершинами не только российской, но и мировой сцены. Среди выпускников Андрея Гончарова такие мэтры режиссуры как Петр Фоменко, Эймунтас Някрошюс, Сергей Голомазов, Евгений Каменькович. 

Репортаж Анастасии Павловой
Фотографии Дарьи Нестеровской

Author

Поделиться: