БОРИС ЮХАНАНОВ: «ТЕАТР – ЭТО КОРАБЛЬ»

Анастасия Павлова

Фото ©Олимпия Орлова

Сегодня Электротеатр «Станиславский» открыл новый, уже четвертый сезон. А днем на Большой сцене состоялся сбор труппы, на котором Борис Юхананов познакомил всех с планами на ближайший сезон.

  Традиционный сбор труппы в Электротеатре превратился в интересную театральную лекцию, где важными были не только планы на сезон, но и разговор о театре в рамках социокультурного контекста.

По словам Бориса Юхананова, «отечественный театр еще никогда не переживал таких штормов, таких бурь и невероятных парадоксов».

  — Театры сегодня — это корабли, вышедшие в открытое море, и морем этим является время, окружающее нас. Время, как вы сами понимаете, очень непростое, — отметил художественный руководитель театра.

  Он предложил поддержать тех, кто сегодня ждет суда, или «в отчаянии кладет свою жизнь на престолы этого трагического времени».

  — Главным посылом моих отношений с этим временем будет милосердие, которое живет в моей душе, без которого это время превратится в нечеловеческий ужас, — сказал Юхананов.

  Прежде чем озвучить планы, Борис Юхананов призвал почтить минутой молчания тех, кто ушел в этом году.

  — В этом году много потрясающих людей театра покинуло нас. Ужас в том, что возможно все это будет длиться и длиться. И мы окажемся в море, наполненном похоронами и страждущими людьми.

  Главной премьерой сезона станет «Пиноккио» — масштабный проект Бориса Юхананова по пьесе Андрея Вишневского, в котором занята почти вся труппа театра. Первоначально предполагалось, что первые две части представят в феврале, но потом было принято решение отдать январь и февраль под репертуар, а полную версию оперы выпустить с июне-июле 2019. Она состоит из пяти частей: «Лес», «Театр», «Город», «Фея» и «Страдур».

— Это будет большой и значимый для театра проект, в котором занята почти вся труппа. В роли Пиноккио заняты две замечательные молодые актрисы: Светлана Найденова и Мария Беляева, сказал режиссер.

  В рамках фестиваля «Территория», с 16 по 21 октября, театр сыграет второй премьерный спектакль «Орфических игр. Панк-макраме» Бориса Юхананова и группы из более чем ста молодых режиссеров. Спектакль, который состоит из 33 актов, показывают шесть дней подряд — утром и вечером.

  Международный экспериментальный музыкальный проект «Транскрипция ошибки» Александра Чернышкова станет первой премьерой сезона. В нем принимают участие семь артистов-виртуозов из шести стран, работающие в абсолютно разных исполнительских областях. Они создадут на сцене ситуации, которые выходят за рамки привычной логики, здесь стираются границы между музыкантом, певцом, актрисой, перформером, импровизатором. Исполнители играют самих себя. Показы состоятся 30, 31 октября и 1 ноября.

  «Опера-штрих» Дмитрия Курляндского и художника Веры Мартынов «Парасомнии» состоится 21 и 23 ноября на Малой сцене. Спектакль в жанре мюзикла создан на основе текстов Станислава Львовского и его «Советской застольной песни».

  Александр Белоусов написал партитуру для камерной оперы «Книги Серафима» по текстам Уильяма Блейка и Федора Достоевского.

  Осенью стартует проект Марии Меньшениной «Огородница Тао». Это ее режиссерский дебют в рамках проекта «Золотой осел». Она придумала тотальный театральный перформанс, который продолжается на протяжении года.

  По словам Бориса Юхананова, «твердость Дао в ощущении мира театру просто необходима».

Старейшины театра Ольга Великанова и Владимир Коренев представят свои премьеры весной. 29 марта состоится показ спектакля «Таланты и поклонники» О. Великановой, 27 мая — «Служанки» В. Коренева.

  Летом ожидается премьера и в театральном Дворе под открытым небом. Владимир Раннев, Анна Абалихина и Марина Алексеева готовят спектакль под рабочим названием «Геометрия».

— Я думаю, сейчас уместно сказать, что у нас теперь будет свой граунд. Это открытая сцена. Мы превращаем наш двор в полноценное театральное пространство. Теперь у нас есть возможность для маневра, — отметил Юхананов.

  В следующем году запланирован и выпуск оперы Владимира Мирзоева и Александра Маноцкова «Золотой осел».

Одним из важнейших направлений деятельности театра является поддержка режиссерских дебютов. В 2019 году выйдут дебютные спектакли, завершающие проект «Золотой осел»: «Ипполит» Алексея Ковальчука, «Кошка на раскаленной крыше» по пьесе Теннесси Уильямса Полины Fractall и «Потоп» по пьесе братьев Пресняковых Андрея Смиреннова.

  Будет проходить работа и в Лабораториях: открытую хореографическую лабораторию возглавит Андрей Кузнецов; Илья Козин будет экспериментировать с «Гамлетом» У. Шекспира и будет вести работу с своей лаборатории итальянский режиссер Альберто Калетти.

  Как сказал художественный руководитель Электротеатра, одним из векторов станет шекспировский. В рамках этого эксперимента будут работать Филипп Григорьян (пьеса «Отелло») и Дмитрий Волкострелов.

  Клим Козинский продолжит работу над гоголевским «Ревизором», Юрий Муравицкий начнет работу над проектом под рабочим названием «Москва слезам не верит». Также на Основной сцене будет работать Клим.

  На Малой сцене Григорий Зельцер приступит к репетициям первой еврейской пьесы, а Жирайр Газарян будет работать над постановкой «Медея. Возвращение».

  Сам Юхананов продолжит работу над оперой «Орфей», а также планирует обратиться к новой драматургии. Алексей Семак пишет монооперу для Анастасии Рынды «Екатерина II». Борис Филановский пишет оперу по «Толстой тетради», в ланах работа и с Алексеем Сысоевым.

  В планах театра работа с известным испанским режиссером Наталией Менендес и Антуаном Жильдом.

  —  Это климат и социокультурная ситуация, в которых мы продолжаем нашу работу. Мы должны трудиться, и мы будем это делать, невзирая ни на что,  — отметил Борис Юхананов.

  Также в рамках проекта «Архивирование будущего», открывающего широкой публике документацию творческого процесса андеграунда позднесоветской эпохи, в которой активно участвовал Борис Юхананов, 2 и 3 октября пройдет презентация книги «Фауст», вышедшей в издательской линии Электротеатра «Театр и его дневник».

  10 октября состоится презентация первой книги на русском языке бельгийского режиссера Яна Фабра, выпущенной издательством Электротеатра.

  В новом сезоне продолжат свою деятельность все площадки Электротеатра. Широкую программу представит Электрозона — площадка в фойе театра для лекций, кинопоказов, встреч, концертов.

  Электротеатр Станиславский продолжает развиваться как кросс-дисциплинарный центр современной культуры с фокусом на театр и новую академическую музыку. Стратегия Электротеатра заключается в соединении двух векторов: демократичности и сохранения при этом сложности и высокого качества театрального продукта.

Фотографии Олимпии Орловой

Author

Поделиться: