ИСТИННАЯ КРАСОТА

Анастасия Павлова

В начале сезона в Театре Табакова Евгений Писарев выпустил спектакль «Кинастон». История о знаменитом английском актере XVII века Эдварде Кинастоне, прославившимся исполнением женских ролей. На его Дездемону ходили смотреть все, и многие не верили, что актер – мужчина. Как утверждал сам Кинастон, «женщины все делают красиво», а мужчинам это неподвластно. Указ короля Карла II, предписывающий женские роли играть женщинам, лишил его и многих его собратьев работы. Сам же он едва не лишился жизни и надолго пропал с театрального небосклона.

  Зиновий Марголин придумал пространство, в котором главное – театральные подмостки. Именно вокруг них разворачиваются все ключевые события: на приподнятой сцене представляют легендарного «Отелло», где Кинастон (Максим Матвеев) играет Дездемону; на опущенной сцене, изображающей парк, дамы высшего света проверяют, не девица ли Эдвард; на кровати, стоящей на сцене, герцог Бэкингемский (Петр Рыков) объясняется в любви Кинастону; с наклонившейся сцены скатывается Кианстон после нападения на него и издания королем указа о том, что женские роли теперь должны играть женщины; под сценой находится гримерка и «лондонское дно».

Сцена как жизнь – одна из любимых тем Евгения Писарева. И хотя в спектакле проведена довольно четкая грань между сценой и жизнью, жизнь настойчиво пытается переиграть театр, стать им. Но представители высшего света больше смахивают на шутов и бездарных актеров: костюмы знати, один другого вычурнее, манера поведения и общения далека от аристократической, а король (Виталий Егоров) устраивает примитивные представления во дворце и облачается в женский наряд … Играют все. Но не все так красиво, как Кинастон. Театр же находится на недостижимой высоте, он выше и интереснее жизни, именно поэтому планшет сцены делит пространство: все, что наверху искусство, а внизу – повседневность.

  Эдвард Кинастон Максима Матвеева находится в постоянном поиске красоты. Идеалом ее становится для него женский образ, мужчины, по его мнению, слишком грубы и примитивны на сцене – их неинтересно играть. Женщины, сыгранные Кинастоном – это не банальное переодевание в женский наряд, не подражание женщине. Кинастон (а вместе с ним и Матвеев) присваивают себе женские привычки и манеры. На его Дездемону не случайно ходят смотреть ежевечерне, а будущая первая актриса английской сцены Маргарет Хьюз (Аня Чиповская) – копирует игру Кинастона. Ей самой не достает той женственной красоты, свойственной героиням Кинастона. Изящество Кинастона-Матвеева, его плавные, летящие руки, легкая походка, каждый поворот головы приковывают взгляд. Но ему мало раз и навсегда закрепить найденное, ему важно найти новое в образе, найти истинную красоту. Он досадует, что повторяется в роли и не может по-настоящему сыграть смерть Дездемоны.

Одна из первых сцен – удушение Дездемоны. На сцене, расположенной под наклоном, стоит кровать. Кинастон-Дездемона спит. Его Дездемона – оживающая изысканная картина. Вот он провел рукой по лицу, распахнул красиво подведенные глаза, чуть слышно спросил, не Отелло ли пришел. Это постепенное пробуждение, внезапный испуг, и даже безвольно повисшая рука – даже слишком красиво. Но он никак не может сформулировать, чего же не хватает его игре… Его умирающей Дездемоне. Об этом ему позже расскажет белошвейка Мария (Евгения Борзых): «Женщины будут бороться за жизнь до последнего». И именно этому – быть настоящей – будет учить Кинастон Маргарет.

  За пределами сцены Кинастон Матвеева сбрасывает с себя женское, здесь он – первый актер и требует того, что принадлежит ему по праву. И в голосе появляется неженская твердость, и движениях – резкость. Искусство не все, чем он готов жить, он не витает в облаках и требует доли в деле. Это изнанка театра, то, что не выносится на поверхность. Все проблемы, выяснения отношений, и даже общение с поклонницами происходит за сценой. 

 Драма Кинастона разворачивается постепенно. Он слишком вошел в роль женщины, и, порой, сам перестает понимать, кто он – мужчина или женщина. И это двойное состояние рождает его двойственное отношение к жизни и самому себе. С одной стороны, он легко включается в игру, предложенную герцогом, который воспринимает его только в облике Дездемоны и на сцене – именно так проходят их свидания. Для него это своеобразная запретная игра, обостряющая эмоции. Он легко предаст актера и друга, как только тот окажется в трудной ситуации. С другой, хочет, чтобы его принимали таким, какой он есть за пределами сцены.  

  Кинастону не простят ни его изящество, ни его шутки, ни элегантность, ни талант – он выделяется среди высокопоставленных поклонников. Вот две дамы высшего света прорываются в гримерку Эдварда, зовут его кататься, настаивая, чтобы он был непременно в платье Дездемоны. А потом требуют, чтобы он доказал, что он мужчина. Он почти вжимается в стенку кареты, пытается спрятаться от напористых поклонниц, но те настаивают. Сэр Чарльз Сэдли (Павел Шевандо), появляясь в парке, словно черт из табакери, принимается их торговать – представив все так, будто принял их за проституток. И лезет под юбку Кинастону – проверять, дама ли он.

  Каждое его слово вернется ударом – его изобьют нанятые Сэдли головорезы. Но самым страшным станет указ короля, любовница которого захотела играть на сцене.

 Только театр, а вовсе не любовь очаровательной белошвейки Марии, ставшей актрисой, способен вернуть актера к жизни. Оказавшись на самом дне, не желающий видеть и слышать ничего о сцене, Кинастон, тем менее, не может без нее. Провал «мужской» роли в королевском дворце, развлечение городской бедноты в женском образе, ненависть к «первой актрисе английского театра», – все это подпитывает его как актера. И возвращение в театр будет триумфальным. Он станет педагогом Маргарет и сыграет Отелло.

  Противостояние Маргарет Хьюз и Эдварда Кинастона – это столкновение двух мировоззрений. Кинастон – человек, которого учили актерству с детства, специально «натаскивали» на женские роли. Он в совершенстве овладел всеми женскими премудростями. Маргарет Ани Чиповской – всего лишь первая. Ей кажется, что раз она женщина, то сыграть женскую роль не составит труда. Но копия никогда не бывает лучше оригинала. И она восхищает до тех пор, пока не с кем сравнивать.

  Чиповская играет даму из высшего общества, обожающую театр, и, по прихоти своего покровителя, становящуюся актрисой. Она не задумывается о том, что актерство это призвание и профессия. И именно поэтому Кинастон Матвеева не воспринимает ее как конкурентку. Она для него дилетант. И идти помогать ей он не хочет по этой же причине. Но сцена по-прежнему влечет его. Для него согласие обучить Маргарет – возвращение к себе, своей сущности. Объясняя ей, как надо играть, он проходит и тот путь, когда он был Дездемоной, и помогает Хьюз сделать роль по-своему. Порой, кажется, что его трость сейчас опустится на голову нерадивой ученицы. Строгий учитель, Кинастон-Матвеев заставляет ее думать, вытаскивает из нее необходимые эмоции и в этот момент становится человеком, создающим новый тип актера – проживающего свою роль. И сам становится таким. Вся его ненависть и боль, все то, что он пережил за это время, выплескивается в игре. Он, действительно, едва не душит Маргарет, но вовремя убирает руки.

Кинастон становится первым актером и первым педагогом, добивающимся на сцене максимальной правдоподобности и естественности. А Маргарет превращается в его ученицу и последовательницу.

  В постановке Евгения Писарева сочетается легкость комедии и драма, фривольность нравов с серьезным разговором о профессии. «Кинастон» – это и признание в любви актерам, понимание их природы, и разговор о зависимости актерской профессии (когда одним росчерком пера можно уничтожить человека), об отношении к актерам как к шутам и обслуге, о недолговечности славы и преклонения. Одной из основных тем здесь становится воспитание нового актера, передача знаний другому поколению. Но это и история о том, что гениальным актером и настоящим человеком можно стать, только пройдя трудный путь лишений и преодолев себя.

Фотографии Ксении Бубенец

Author

Поделиться: