«БАЛЕТ — СЕРЬЕЗНОЕ ИСКУССТВО, В КОТОРОМ ДОЛЖНЫ ГЛАВЕНСТВОВАТЬ ПЛАСТИКА И КРАСОТА». 200 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАРИУСА ПЕТИПА

Анастасия Павлова

zast

«Вспоминая свою карьеру в России,я могу сказать,
что то была наисчастливейшая пора моей жизни…
Да хранит Бог мою вторую родину,
которую я люблю всем своим сердцем».

Мариус Петипа

Мариус Петипа — самый русский француз — как называют его и в России, и во Франции. Он родился 11 марта 1818 года в Марселе в семье артистов балета Антуана Петипа и Викторины Грассо.

  Спустя 4 года семье переезжает в Брюссель, куда Жана-Антуана Петипа пригласили для постановки балетов в местном театре. Там будущий балетмейстер получил общее образование, а также посещал консерваторию Фетис, в которой обучался игре на скрипке и сольфеджио. В семь лет Мариус и его старший брат Люсьен стали обучаться танцу в классе их отца. Там же состоялся дебют Петипа.

«Балет — серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленное кружение и поднимание ног выше головы. Это не искусство, а, повторяю вам еще раз, — клоунада».

Вскоре семья перебирается во Францию, а в 1847 году Мариуса Петипа приглашают в Петербург, где он заключает контракт с дирекцией императорских театров. В этом же году, в октябре он дебютирует в балете «Пахита» Ж. Мазилье, который перенес из Парижа. Среди его ролей партии в балетах «Сатанилла», «Эсмеральда», «Фауст», «Корсар», «Дочь Фараона».

  На рубеже 1850-1860х годов он сочиняет одноактные балеты, в 1862 году ставит балет «Дочь Фараона», который отличался танцевальным богатством и зрелищностью. В этом же году Мариуса Петипа назначают балетмейстером Петербургских императорских театров, с 1869 — главным балетмейстером.

«На балет необходимо смотреть как на цельную пьесу, в которой всякая неточность постановки нарушает смысл и замысел автора»

Постановки балетмейстера отличались мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий.

В 1894 году Петипа принял русское подданство. Русских артистов он считал лучшими в мире, говоря о том, что способность к танцу у русских просто врожденная и требует лишь тренировок и шлифовки.

«Я считаю петербургский балет первым в мире именно потому, что в нем сохранилось то серьезное искусство, которое утрачено за границей. Петербургский балет не падает и не будет падать до тех пор, пока в него не проникнет увлечение итальянской школой. Кроме того, наш балет резко отличается тем, что у нас танцы чрезвычайно разнообразны: кроме классических танцев, мы ставим еще и танцы характерные, чего за границей нет».

Им было поставлено более 40 балетов, также около 20 танцев для опер. Среди них: «Дон Кихот» (1869, Москва; 1871,Санкт Петербург), «Баядерка» (1877), Людвига Минкуса, «Спящая красавица», 1890; «Лебединое озеро», 1895 Петра Чайковского, «Раймонда» Александра Глазунова, а также одноактные — «Сон в летнюю ночь» (1876) на музыку Феликса Мендельсона к комедии Шекспира, «Испытание Дамиса» («Служанка госпожа», 1900) и «Времена года» (1900) Глазунова.

«Талантливый балетмейстер, возобновляя прежние балеты, будет сочинять танцы в соответствии с собственной фантазией, своим талантом и вкусами публики своего времени и не станет терять свое время и труд, копируя то, что было сделано другими в стародавние времена».

С 1897 года работать становится все сложнее из-за недовольства им Владимира Теляковского, директора императорских театров. Он постоянно вмешивается в процесс постановки, делает замечания.

В 1907 году по настоянию врачей он переезжает в Крым, где прожил до своей смерти.

14 июля (1 июля по старому стилю) 1910 года Петипа скончался в Гурзуфе.

Француз по происхождению, Мариус Петипа работал преимущественно в России, где балет второй половины XIX века принято называть «веком Петипа». Многие постановки сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия.

«Научить сочинять танцы нельзя потому, что это вопрос творчества. Это все равно как живопись. Я однажды спросил известного художника, может ли он мне сказать наперед, какие краски он употребит для изображения эффекта зари? Художник ответил, что не может. Он сказал, что краски приходят к нему во время работы, так сказать, бессознательно для него. То же самое я могу сказать про танцы. Как я могу научить тому, что не является ко мне по заказу, а приходит по вдохновению? Можно научить гармонии линии, именно тому, чем пренебрегают нынешние балетмейстеры? Хореография, подобно архитектуре, основана на красоте и гармоничности линий, а этого-то и нет в нынешних балетах».

Author

Поделиться: