СТАНИСЛАВСКИЙ: «ЖИТЬ — ЭТО ЗНАЧИТ ДЕЙСТВОВАТЬ»

Дарья Евдочук

stanislavsky

17 января 155 лет исполняется со дня рождения Константина Сергеевича Станиславскомого — человека, создавшего современный театр. Мы приходим туда за душевным трепетом и вдохновением, не задумываясь о том, что сто с небольшим лет назад все, что мы видим сегодня на сцене, выглядело совсем по-другому.

  Феномен Станиславского сложился по всем законам драматургии и был обусловлен временем и местом рождения будущего сценического реформатора. 1863 год, Россия недавно освободилась от крепостного права и вступила в процесс бурной индустриализации. На гребне волны оказались люди, готовые к переменам, к движению, вложению энергии и средств в рисковые, но передовые проекты и процессы. Искусство, как обычно, чутко опередило время. Роман Ивана Гончарова «Обломов» (1859) развеял туман сонной патриархальной российской действительности и впервые вывел на арену человека дела — Андрея Штольца. После указов 1861 года правдой жизни озаботилось искусство во всех жанрах. Живопись откликнулась явлением критического реализма. Театр же продолжал развивать преимущественно развлекательную функцию, акцентируя внимание публики на причудливой декоративности и преувеличенной эмоциональности.

portret

  Константин Алексеев появился на свет в богатой семье московского купца-промышленника. Увлечение и покровительство искусствам в этой среде хотя и было в почете, но отпрыскам предназначалась совсем иная стезя — по стопам отцов. Только врожденное упрямство маленького Кокоси (детское прозвище Станиславского) позволило ему в будущем отстоять свое право заниматься любимым театром, а не руководить ткацкой фабрикой, но с родовой фамилией пришлось распрощаться, чтобы не позорить почтенную семью неподобающим занятием. В 1885 году Константин Алексеев стал Станиславским.

  Наделенный абсолютным чутьем к высокому искусству, Станиславский рано понял, что все происходящее на современных ему подмостках давно отстало от времени. Зато он сам оказался истинным «плодом просвещения» и человеком эпохи. «Штольц от искусства», он удачно соединил в себе купеческую практичность с тонкими материями. Для оживления и обновления театра все «безобразие», творящееся на сцене, будущий реформатор решил привести единому знаменателю, то есть — к системе. Само по себе прагматичное слово «система» плохо ассоциируется с легким миром владений Аполлона и туманной сутью «серебряного века», но без наследственного умения систематизировать сын фабриканта никогда не сумел бы навести порядок в театральной «лавке» начала прошлого века.

  Во главу угла Станиславский поставил актера. К пониманию того, что именно не так на сцене творец системы шел долго и мучительно, экспериментируя на самом себе. Опыт показал, что закатыванием глаз и заламыванием рук уже невозможно околдовать зрителя. Наблюдая за редкими представителями артистического дела, одаренными недюжинным талантом от природы, юный Станиславский понял, что в своей игре они, зачастую неосознанно, идут от собственных внутренних переживаний, стараясь выразить через них мысли автора пьесы. Именно это открытие было положено в основание уникальной системы воспитания актера.

sistema

  Система состоит из постулатов, которые отнюдь не находятся в застывшем состоянии и свободно варьируются в зависимости от ситуаций, персоналий, способов общения. Искусство есть искусство, и оно само продолжает обогащать своеобразный свод правил актерского мастерства, который преподают в театральном вузе. Студентов учат правде образа, жить ролью, анализировать эмоции, выстраивать цепочку физических действий,объединять усилия на сцене и не пренебрегать идеей автора пьесы.

  Реформация по Станиславскому не ограничилась актерским мастерством, а стала комплексной. Театры получили художественное руководство, а спектакли — вдохновителя и дирижера постановки — режиссера. Сцена постепенно освобождалась от загромождения излишними предметами. Сегодня, когда в процессе спектакля можно обойтись одним стулом, заменяющим целый дворец, уже трудно себе представить, что прежде подробные и кропотливо сработанные, иногда очень талантливыми художниками, декорации являлись едва ли не главной составной частью постановки. Облегченная декоративность «серебряного века», привнесенная на сцену Станиславским, помогла театру стать воздушнее и прийти к современным формам сценографии.

stanis

  В России Константин Сергеевич — «наше театральное все». Просвещенный мир тоже пользуется его наследием, не всегда зная об этом. Основа системы Станиславского — принцип действия. Спектакль рождается из цепочки действий, которые ведут к определенной цели. Но разве не по тому же принципу строятся знаменитые голливудские фильмы? Однако, если спросить европейцев и американцев, не имеющих непосредственного отношения к театру, то выяснится, что имя Станиславский многим ни о чем не говорит. В лучшем случае вспомнят Ли Страсберга, не подозревая о том, что со своим призванием создатель американской актерской школы определился, только лишь побывав на гастролях Станиславского и созданного им МХАТа.

spekt

Легкость и правдивость, с которой общаются с залом талантливые артисты, стали сегодня «обыкновенной историей», за которую мы благодарим человека, увидевшего свет 155 лет тому назад. Константин Сергеевич Станиславский призывал актера «прежде всего, быть культурным» и передавать мысли через чувства. Разве не то же самое необходимо всем людям? Станиславский сумел почувствовать и воплотить в театральном искусстве самую суть человеческой натуры, а значит его бессмертная «система» распространяется на всех и касается каждого. Как и все гениальное.

Вспоминала реформатора
Дарья Евдочук
Фотографии из сети Интернет

Author

Поделиться: