«И ГИТАРУ ПРИХВАТИТЕ»

Анастасия Павлова

По традиции в первые выходные ноября в России проходит «Ночь искусств». В этом году ее девиз «Искусство объединяет» и посвящена она юбилею революции. Конечно, не все мероприятия связаны с этой датой, ведь главная задача — представить все направления искусства в разных пространствах и форматах.

 

  Московский театр имени А.С. Пушкина придумал для москвичей большую программу, которая началась в «Мастерславле», где актеры Назар Сафонов и Александр Матросов, гримеры и костюмеры представили сказку «Три Ивана», премьера которой состоялась 13 октября. Художник-постановщик Анастасия Александрова и художник-гримёр Наталья Кульпина на глазах зрителей превратили актеров в Ивана Шустрого и Шаха Бабадура. О том, как разворачивается действие на сцене, ребятам рассказала театральный педагог Ольга Шевнина, а в финале они попробовали «сыграть» целый отрывок из спектакля с участием героев.

  А вечером в уютном зале филиала театра нас ожидало знакомство с молодыми артистами. Они только в этом году закончили курс Евгения Писарева в Школе-студии МХАТ, и хотя все заняты с спектаклях театра, в труппу приняты только в нынешнем сезоне. Вечер «Смотрите, кто пришел!..» продолжил презентацию театра в этот день.

  Молодые актеры Таисья Вилкова, Владимир Зиберев, Екатерина Рогачкова, Назар Сафонов, Кирилл Чернышев знакомы постоянным зрителям театра, в первую очередь, по выпускному спектаклю «Горький. Дно. Высоцкий», в этом сезоне все они заняты в премьерном спектакле «Три Ивана». Есть в их послужном списке и участие в других постановках театра.

    Но на вечере речь о спектаклях не шла.

  — Здравствуйте, меня зовут Тая Вилкова. Нас просили рассказать о том, как мы первый раз попали в театр и какую-нибудь забавную историю. У меня все было просто — я родилась в актерской семье и росла за кулисами. Поэтому никаких забавных историй я рассказывать не буду, — так началась эта встреча.

  А сокурсники Таи оказались разговорчивее, и первое знакомство с театром вспомнили и забавные истории не забыли. Странным образом, всех связал «Буратино». Вот, Владимир Зиберев, родившийся в Туле, впервые вышел на сцену в образе… лягушонка в спектакле «Приключения Буратино».

  — Я занимался танцами, но так случилось, что вынужден был уйти. Мама не могла пережить, что молодость моя проходит так бездарно и отправила меня в театральный кружок.

  Там наш герой, как профессиональный танцор, никак не мог смириться с тем, что лягушки танцуют не синхронно. Мама же рассказывала так: «Все лягушата активно пытались танцевать синхронно, но одна лягушка была явно возмущена, удивлена и всячески разрушала и без того шаткую синхронность лягушачьего балета».

  Екатерина Рогачкова вспомнила о своем первом впечатлении от волшебства театра — спектакле «Счастливый принц» Камы Гинкаса. «Этот спектакль дал мне ощущение, что в театре возможно все».

  Кирилл Чернышенко подхватил рассказ и открыл зрителям тайну о том, что его на первом курсе называли «Буратино». Он, кстати, был его любимым героем. И однажды родители привели его на спектакль «Приключения Буратино». Он с нетерпением ждал появления своего кумира. И тут на сцене появился Буратино. «Не знаю, как на последних рядах, но до нас на первом долетал совершенно не детский запах. Я ужасно расстроился. А потом на сцену вышла Мальвина, и мое внимание переключилось на нее».

  — Я не помню свои детские походы в театр, но помню, что все детство ходил в цирк. У меня был любимый клоун Чубчик, — начал свою грустную историю Назар Сафонов. Однажды после представления они чуть дольше задержались в цирке, и маленький Назар увидел, как любимый клоун смывает грим. После этого он разочаровался в цирке и больше не ходил туда. А с театром он познакомился, когда пришел учиться в Театр юного актера.

  И вот начинается спектакль. На первый взгляд, совершенно не связанные друг с другом отрывки из романа Евгения Водолазкина и сентенции Ивана Вырыпаева, рассказы Дениса Осокина и Линор Горалик, стихи Дмитрия Тонконогова, Веры Павловой, Тимура Кибирова и Дарьи Никоновой, песни Елены Фроловой и Земфиры переплетаются, соединяются в единую историю разных, но таких близких и понятных людей. А читают они их то нежно, то отчаянно, то радостно. И каждое немного приоткрывает и актера.

  Что еще напоминает этот вечер? Теплые домашние посиделки, где каждый говорит о сокровенном с тем, кого давно знает. Под шумящий на плите чайник, под тихий гитарный перебор и пианино, ритмичные удары по кемро идет неспешная жизнь. Вот детство — «Авиатора» Водолазкина читает Назар Сафонов, на пятки наступает максимализм юности «Я прекрасен. У меня тонкие пальцы и красивое кольцо из серебра. У меня вкус и талант…», —провозглашает Кирилл Чернышенко. Вместе с юностью врывается первая любовь, желания — «Власть под кофточкой». «Женщины — мягкий и очень смешной народ. Они встряхивают своими головками и не претендуют ни на что, кроме любви. Даже чтение идет далеко не каждой женщине. Женщины не вникают в вопросы власти, а только кричат в голос, когда какая бы то ни было власть препятствует их любви. Но ведь и сами женщины ее, то есть власть, имеют — и о-очень немаленькую», — утверждает вместе с Денисом Осокиным Владимир Зиберев. И тут же, словно в ответ, Таисья Вилкова словами Линор Горалик: «…и по два часа пытается со мной разговаривать. А у меня нет сил на него, ну нет. А он просто тянет разговор, ну, понятно». И с каждым шагом повышается градус сказанного, Любовь все острее чувствуется в каждом слове. Но вечер катится к ночи и затихают страсти и жалобы. И уже будто немного устало звучат строки Дарьи Никновой «Я пишу: вот пеку пирог…», и снова тихим воспоминанием — детство в «Шинели» Тимура Кибирова. Ночь опускается на город.

Время сжигать мосты,
Время искать ответ,
И менять сгоревшие лампочки…
Я маленький человек. Мне нужно куда-то плыть…

  А «на бис» песни Высоцкого «Скалолазка» и «Проложите, проложите».

  Современные авторы, молодые ребята с горящими глазами и волшебство театра, которое рождается здесь и сейчас.

Фотографии
Ростислава Красноперова и Романа Астахова

Author

Поделиться: