ОЛЕГ ЕФРЕМОВ. НАЧАЛО

Анастасия Павлова

oefremov

1 октября исполнилось бы 90 лет талантливому актеру и режиссеру, основателю театра «Современник» Олегу Николевичу Ефремову.

Нам захотелось вспомнить начало его пути: буквально несколько слов о том, как рождался спектакль А. Эфроса «В добрый час!», вышедший в 1955 году, и несколько фотографий из далеких 50-х.

  Олег Николаевич Ефремов начинал свой путь в Центральном Детском театре. Он попал туда в период, когда главные режиссеры менялись слишком часто. И довольно быстро стал признанным лидером среди таких же молодых ребят, как он. В 1955 главным режиссером становится Мария Осиповна Кнебель, и вскоре она приглашает на постоянную работу Анатолия Эфроса, который работал в то время в Рязани.

  Олег Ефремов не хочет подчиняться Анатолию Васильевичу — репетиции превращаются в бесконечный спор. В них и рождается искра, которая объединит Эфроса и молодежь театра, дав новый импульс развитию и театра, и самих актеров.

  Знаковым становится спектакль «В добрый час!» по пьесе Виктора Розова.

  На репетициях он учит их «тихому драматизму», внезапно рождающемуся в спектакле, они его — быть энергичным и не суетливым. Все вместе это позволяет создавать ритм и атмосферу для будущего спектакля.

  Именно тут рождается знаменитый эфросовский этюдный метод, где актеры учатся нутром понимать роль и самостоятельно придумывать ее, режиссер лишь корректирует что-то по мере необходимости.

  Критики единодушно отметили исполнителей главных ролей — Олега Ефремова и Валерия Заливина.

  Олегу Ефремову, пишет О. Дзюбинская, удалось создать на сцене образ человека мужественного, волевого, упрямого, но не чуждого романтики. Ефремову «достаточно пары реплик, нескольких слов, которые он произносит задушевно, почти с нежностью», чтобы показать своего героя как лирика, мечтателя. «Отсюда и чудесная, полная юношеского смущения сцена с Галиной, и манера говорить с «тетей Настей» — негромко, почтительно, как бы успокаивая ее».

  8 лет отдал Центральному Детскому театру Олег Ефремов. Там же родился «Современник», ставший лидером театрального движения 1960-х.

eedruzia

Володя Чернышев. «Ее друзья», В. Розов. 1949 год.
Режиссеры О. Пыжова и Б. Бибиков

dvakap

Саня Григорьев. «Два капитана», В. Каверин, 1950

konyok

Иван. «Конек-Горбунок», П. Ершов, 1952.
Постановка М. Кнебель, А. Некрасовой

Вальтер Дилле. «Гельголанд зовет», А. Кузнецов. 1953.
Постановка В. Колесаева

vdobryy

Алексей. «В добрый час!», В. Розов. 1955. Режиссер А. Эфрос

twist

Монкс. «Оливер Твист» по роману Ч. Диккенса. 1956. 

Самозванец. «Борис Годунов» А. Пушкин, 1956. Режиссер А. Эфрос

Текст Анастасии Павловой
Фотографии взяты с сайта РАМТа,
из статьи журнала «РАМТОграф»,
посвященной Олегу Ефремову

Author

Поделиться: