НА ФЕСТИВАЛЕ «ИДОЛ» ПОБЕДИЛА ЛЮБОВЬ. АРТИСТЫ ИЗ РОССИИ И УКРАИНЫ ПОЛУЧИЛИ «ЗОЛОТОГО ИДОЛА»

Анастасия Павлова

idol2017

Сейчас, когда прошло уже почти две недели с того момента, как объявили результаты, все видится чуть издалека. И есть соблазн уйти в чистейшую информативность — сколько номеров было в гала, кто и что получил, как долго шло…

  Для начала немного статистики. Всего на фестиваль приехало 145 артистов из 13 стран. Лидирует, конечно, Россия, представившая 13 номеров, азиатские артисты (КНР, КНДР, Тайвань, Монголия) привезли самые многочисленные и технически сложные номера, их было 6, цирковые коллективы из Европы показали 5 номеров, два номера приехали с Украины, были и два совсем уж экзотических — из Танзании и Колумбии. Вечерняя программа состояла из 11 номеров, развлекало зрителей клоунское трио «Без носков» (к слову, бронзовые призеры фестиваля), вели программу актриса Алла Михеева и директор БМЦ, народный артист России Эдгард Запашный, потрясающие костюмы Надежды Русс демонстрировал балет БМГЦ, постановка танцев Ольги Полтарак, автор идеи и художественный руководитель Аскольд Запашный, главный режиссер — Евгений Шевцов.

  В этот вечер звезды, как говорится, сошлись и в астрономическом, и в творческом плане. Ведь как иначе назвать тех, кто устроил для зрителей этот великолепный праздник. К сожалению, омраченный трагедией. Но в воскресенье еще была надежда на хороший исход. Кроме того, зрители, не видевшие выступлений накануне, могли и не знать о том, что случилось.

 

  Гала-шоу, как и все программы фестиваля, — это классический дивертисмент, в котором главное — представить яркие номера. Объединяющей идеей стали символы и роспись. Костюмы Надежды Русс — это феерия цвета и изящества. Хотя весят некоторые из них более 20 кг. В них, конечно, не танцуют, но дефиле устраивают. В гала мы увидели нежную Гжель, причудливо сочетающуюся с модным танцевальным направлением; сказочный Палех, который привел нас на волшебную поляну с Жар-птицами, добавив немного лирики, и сочную Хохлому, с ее красно-золотыми переливами, деревянными подносами и разудалой русской пляской. Собственно, было три составляющих, которые так или иначе приводили шоу к единому знаменателю: великолепный балет Большого московского государственного цирка под руководством Ольги Полтарак, ведущие и клоуны.

Открыла гала китайская национальная акробатическая труппа «Пагода». Каждый раз, когда смотришь номера китайцев, невольно поражаешься гибкости и невесомости гимнасток, словно они и не земные жители — порхают себе в воздухе, лишь изредка приземляясь на плечи партнеров и едва касаясь ногами манежа при разбеге.

  Китайские номера всегда многонаселенны, эффектны, точны. Как правило, артисты стараются сделать его, что называется на чисто национальном материале. На это раз мы попали в пагоду в момент мистический. На манеж вылетели артисты в черных трико с растительным орнаментом. От номера не отвлекает ничто — только алые чаши концентрируют внимание зрителя. Гимнасты расселись полукругом, зазвучала нежная китайская музыка и вдруг на наших глазах чаши расцвели — это «распустились» в них веера. Синхронно поднявшись, артисты начали свою ворожбу.

  Девушки гнулись, словно тростник под дуновением ветра, они взмывали над головами партнеров, легко опускались им на плечи, порхали по манежу, ни разу не выронив из пальцев ног волшебные свои алые чаши.

  Профессионалы отметили их выступление вручением «Бронзового идола».

  Из китайской пагоды перенеслись мы, благодаря Владимиру Лекареву и Любови Карсановой, в сказочный сад, где птицы слетаются отовсюду, чтобы показать свои умения. Они невероятно красивы — пеликаны, повинуясь неуловимому движению дрессировщика, вылетают из ниш, расположенных между рядами, и плавно пикируют на манеж. Большие белые птицы, которых нечасто увидишь в цирке. Алла Михеева, например, утверждала, что одного из них зовут Филипп. Они перелетали с тумбы на тумбу, бегали по бортику манежа, танцевали. Отдельно стоит сказать и о волшебнике с его подругой, управляющих этим садом. Их костюмы — это особый театр: яркие, переливающиеся драгоценными камнями, они привлекают к себе взгляд. И ты на мгновение ощущаешь себя в сказке.

  Немец Саша Бахман, которого почему-то «жизнь ничему не учит», как заметила все та же Алла Михеева, приехал к нам явно с мирными намерениями, и потому к нему эти слова неприменимы. Номер его — гимн красоте тела, его безграничным возможностям, и любви к цирку. Эквилибр — один из самых сложных номеров программы. Не исключено, что именно поэтому Алла отдала исполнителю свое сердце.

  И вот — самый загадочный номер «Гаучо» в исполнении братьев Салли из Италии. Ведущий шоу даже отказался объяснять, что это такое. Кстати, зря. Это любопытная история. Гаучо — аргентинские ковбои. Я, пожалуй, даже приведу цитату Чарльза Дарвина: «Они имеют длинные волосы ниже плеч, лицо, чёрное от ветра, фетровую шляпу, чирипу (широкие мужские брюки из одного куска ткани) и сапоги из кожи лошади, длинный острый нож за спиной, который держится на ремне». Кроме того, они худы, сильны и подвижны, и конечно, искусные наездники. Признаться, не знаю, насколько братья Салли хорошие наездники, но что они вполне соответствуют описанию, могу ручаться. А как они играют на барабанах! Спросите, при чем тут барабаны? А все просто. Их главное оружие — кнут, который рассекает воздух у них над головой. А номер построен на ритмических перепадах — от медленного к быстрому темпу, который и становится определяющим. Они танцуют с кнутами по очереди и вдвоем, удары сыпятся градом, не задевая даже волоса на голове. Это невероятно увлекательный и опасный танец, где ловкость и доверие идут об руку. Кстати, одной из зрительниц, по совместительству артистке Александре Блиновой, повезло — ей сделали уникальную прическу при помощи ковбойских кнутов.

 О воздушных номерах фестиваля можно говорить бесконечно и всегда с придыханием, потому что иногда совершенно непонятно, как они держатся в воздухе. Так вот воздушные полотна в исполнении Амбры и Ив, о которых я уже писала, стоят того, чтобы сказать о них еще пару слов. На гала-шоу артистов, видимо, уже отпускает нервное напряжение, от того номера становятся легче и обретают новую силу. В них появляется больше игры, страсти, нежности. Страстный номер под танго, начатый на манеже, а завершенный высоко в воздухе, стал одним из таких. И разбег для полета, и все кульбиты без страховки, и сплетение тел почти под куполом цирка, превратились в увлекательный кинофильм, где каждый шаг — на грани жизни и смерти, и каждый — ведет к любви.

  Номер стал призером фестиваля и увез с собой на юг Европы «Бронзового идола».

Завершал 1 отделение номер под руководством Эрдене Нергуй — вольтиж со скакалкой. По части выстраивания пирамид из гимнастов с ними могут соперничать разве что акробаты из Танзании. Но в отличие от африканских ритмов, по мотивам которых сделан номер, монголы предпочли техногенную музыку, в которой иногда слышны национальные мелодии. И сам номер отлажен как механизм, четок, будто перед тобой роботы, а не люди. Правда, роботы довольно очаровательные. Всегда поражает эта способность азиатских акробатов преодолевать невозможное. Это вовсе не значит, что остальные не пытаются сделать что-то подобное, но монголы, китайцы и корейцы просто не знают слова «невозможно».

  А гала стремительно летел к финалу. И вот мы уже входим под мрачные своды средневекового замка, где в уединении живет барон. Правда, есть у него одно увлечение — изящные, сильные и опасные кошки. Смешанный номер Натальи и Андрея Широкаловых собрал пантер и леопардов, тигров и лигров (помесь льва и тигра). И сама Наталья похожа на пантеру — стройная, опасная, стремительная, она врывается в клетку, все пытаясь подчинить себе. Заигрывает с пантерами и леопардами, треплет за уши тигров, мановением руки отправляет их туда, куда ей надо. Быть может, какой-то волшебник обратил черную пантеру в прекрасную женщину и укротить ее — теперь задача этого барона?

  Номер стал одним из победителей фестиваля — ему отдали «Золотого идола».

Словно в продолжение истории об укрощении, номер «Двойной риск» — с метанием ножей и стрельбой из арбалета, конечно в партнершу, А как еще можно укротить даму сердца?

  Высшую школу верховой езды представил Юрий Володченков. Его номер — яркая зарисовка из жизни цыган, который и начинался с цыганского хора и знаменитых цыганских танцев и гаданий. Но вот все цыганки расходятся и остается одна, ради которой и затевалось все. Только для нее лошадь то скачет галопом, то переходит на испанский шаг, танцует под наездником и припадает на одно колено, кланяется и встает на задние ноги. Главным же трюком станет прыжок на лошади через скакалку. Отдельное удовольствие наблюдать, как общается Юрий со своим другом, как успокаивает и уговаривает, как просит хорошо прыгнуть. И как благодарят они друг друга за невероятной сложности трюк, исполненный чисто.

  Его номер завоевал сердца журналистов — они отдали ему «Бронзовый манеж», и был отмечен профессионалами — «Серебряный идол» теперь его почетный трофей.

Самые «вкусные», сильные и опасные номера припасены на финал. Это победитель фестиваля — воздушное кольцо «Секрет моей души» в исполнении Алексея Григорова и Марины Главатских, артистов их Украины и России, и «Русские казаки» под руководством Виолетты Александровой-Серж.

  Хрупкая, трогательная героиня Марины Главатских ищет защиты у более сильного. Она тянется к молодому человеку, учится доверять. И чем большее доверие возникает между героями, тем страшнее и опаснее трюки они делают: под куполом цирка она легко соскальзывает по его телу – и за ахает – а он удерживает ее на кончиках пальцев ног. И весь номер – словно на кончиках пальцев. И весь он – сочетание силы и нежности, невероятного доверия и стремления друг к другу.

  Номер оказался буквально в шаге от «Идеального» — «Золотой манеж» и «Золотого идола» ему присудили жюри СМИ и профессиональное жюри, а вот зрители отдали серебро.

Любимцами моими, теперь уже можно признаться, стали «Русские казаки». Сильный, яркий, мощный номер, где лошадьми наравне с мужчинами управляют хрупкие девушки, а руководит всем атаманша. Царица в жизни, на празднике и на лошади, она не боится делать тяжелые трюки, которые обычно выполняют мужчины. Здесь вообще девушки легко заткнут за пояс любого казака: пролезть под шеей или брюхом лошади, с разбегу взлететь на круп коня, — плевое дело. Ритм, четкость, легкость, с которой трюки выполнялись, — все это увлекло зрителей настолько, что они не жалея ладоней аплодировали казакам, а когда все закончилось, кажется даже немного расстроились.

  Казаки получили одного из «Серебряных идолов» и приглашение на Международный фестиваль в Монте-Карло.

P.S.

  НОМЕР С ПОДКИДНЫМИ ДОСКАМИ ИЗ КНДР БЫЛ ПРИЗНАН СУДЬЯМИ НЕЗАВЕРШЕННЫМ, И ЕМУ ВРУЧИЛИ ГРАН-ПРИ ФЕСТИВАЛЯ, ОТМЕТИЛИ ЕГО И ЗРИТЕЛИ, ПРИСУДИВ «ЗОЛОТОЙ ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ».

  И пара слов о призерах фестиваля:

  Канатоходцы над сеткой под руководством Романа Чижова получили «Серебряного идола» и «Бронзовый зрительный зал».

  Гимнасты на турниках п/р Александра Руденского — «Бронзового идола».

  «Серебряный манеж» увезла с собой Фуцзяньская акробатическая труппа с номером Русская палка «Веселое пение из бамбуковой рощи».

Фотографии Александры Дубровской

Author

Поделиться: