МАКСИМ НИКУЛИН: «САМОМУ ЮНОМУ УЧАСТНИКУ ФЕСТИВАЛЯ 5 ЛЕТ»

Анастасия Павлова

festival
Фото ©Александра Дубровская

В Московском цирке Никулина на Цветном бульваре в преддверии открытия XVI Московского Международного Молодежного Фестиваля-конкурса циркового искусства прошла пресс-конференция, в которой приняли участие директор цирка Никулина Максим Никулин, директор фестиваля Борис Федотов, режиссер программы Оксана Дружнина.

  Они рассказали о принципах формировании программы, системе оценок, составе участников.

О ПРОГРАММЕ И УЧАСТНИКАХ

  В последнее время процесс отбора стал проще, если раньше нужно было отправлять диски заранее, теперь достаточно отправить ссылку с ютуба на почту. Ежедневно мы просматривали огромное количество ссылок. Программа формируется таким образом, чтобы смотреть ее было интересно рядовому зрителю. В ней должны быть представлены все жанры и они не могут повторяться. То есть в одной программе не может быть 3-4 жонглеров или эквилибристов.

  Это классический дивертисмент, где представлены все жанры.

  Подавляющее большинство номеров специально приглашены для участия в фестивале — это артисты из разных стран, есть приглашенные звезды — номер Тимченко, номер под руководством А. Сокола работал сезон в нашем цирке и была договоренность о том, что потом они участвуют в фестивале. Есть ряд номеров, которые были на предыдущих фестивалях, но они доработаны, иначе оформлены и в них новая драматургия.

  Самый юный участник — сын клоуна, которому пять лет. Артист специально к фестивалю подготовил номер, в котором он выступает с сыном.

  Еще одной участнице — финалистке конкурса «Синяя птица» — 8 лет.

  В этом году нет номеров из цирка Никулина и Большого Московского, это связано с тем, что у многих контракты. Мы всегда идем навстречу артистам, поскольку фестиваль не платит гонорары. Многие артисты подолгу не могут приехать к нам как раз из-за этого. Но фестиваль и существует для того, чтобы артисты получали выгодные предложения

  Фестиваль — это биржа, и она откроется сегодня вечером.

  Есть артисты разных весовых категорий, но они и оцениваются «среди своих». Например, дети не соревнуются со взрослыми.

  И еще — здесь начинается цирк будущего. Именно тут можно понять, каким будет мировой цирк в ближайшие годы. У артистов нет иной национальности, кроме одной — «артист цирка».

О ЖЮРИ И СИСТЕМЕ ОЦЕНОК

  Совсем недавно судейство мало чем отличалось от других фестивалей, где директор мог повлиять на распределение  мест, но пять лет назад мы реформировали эту систему.

  Конечно, судейство не беспристрастно, но это естественно. Однако главным критерием остается возможность вывезти номер на международный фестиваль. Далеко не всегда мнение жюри совпадает с моим. Они смотрят иначе — с позиций продюсера. Главным стало обсуждение, молодые, которые приходят на смену, иначе видят, у них свое отношение ко всему.

Что касается состава жюри, он практически не меняется на протяжении 10 лет. Сюда приезжают люди, хорошо известные в цирковом мире, они всех знают, их все знают. Это комфортные условия существования, это дает возможность раскрепоститься и спокойно оценивать номера.

  Например, директор европейского цирка, который работает в жюри фестиваля, смотрит, оценивает номера, артистов с точки зрения, взял бы он его в свою программу или нет.  И часто бывает, что начинают лоббировать один номер, потому что хотят его себе и для рекламы им необходимо, чтобы на афише было написано, что он золотой призер московского фестиваля. Номер должен быть не только идеальным в плане техники, подачи, драматургии, но и мобильным, поэтому номера со сложной монтировкой, как бы хороши не были, могут и не получить золото.

  Существует также система поощрительным и специальных призов — если по каким-то параметрам номер не дотягивает до призовых мест, но его очень хотят взять на фестивали или в программы, вручают их. Один из таких призов на протяжении многих лет – приглашение на наш фестиваль. Его мы вручаем как на нашем фестивале, так и на других международных показах.

О ЖАНРАХ

  В разное время бывает всплеск определенных номеров. Было время, когда дьяболо совсем пропал — им только китайцы занимались, а потом вдруг все стали кидать дьяболо, при чем совсем не так, как китайцы.  Также было с Русской палкой, трапецией, хула-хупами. Сейчас, например, нет номеров с хула-хупами.

  Но всегда не хватает клоунов. Клоун — самая сложная профессия, ей нигде не учат, и к этому надо иметь предрасположенность.

ОБ УКРАИНСКИХ АРТИСТАХ

  В Украине много своих хороших цирков. Артисты из Украины спокойно работают на наших фестивалях. То, что сейчас их нет, объясняется просто — у них контракты. А договоренности у нас были, и они могут приехать на следующий фестиваль.

О ГАЛА

  Номера в гала-представление набираются до объявления результатов по тому же дивертисментному принципу. Так что совсем не факт, что все победители войдут в гала.

  И еще о программе. Мы берем только две клоунские истории, потому что клоун ведет программу, и показывать одну репризу не имеет смысла для представления об артисте. А вот в гала могут появиться оба.

Фотографии Александры Дубровской

Author

Поделиться: