«Так жизнь устроена. В два года ты встаешь на ноги, а через семьдесят пять опять начинаешь падать», – констатирует факт Мартин (Виктор Сухоруков).
В промежутке мы танцуем, бежим куда-то, взбираемся вверх на гору успеха, либо прогулочным шагом идем по жизни. Редко задумываясь над тем, что нас ждет впереди… В итоге старость приходит внезапно. Какой она окажется, предугадать сложно…
В Театре им. Моссовета размышляют над тем, какой бывает жизнь пожилых людей в спектакле «Встречайте, мы уходим». Рассказ полон оптимизма, юмора и философских раздумий. Молодой режиссер Сергей Аронин поставил пьесу Марии Ризнич о превратностях судьбы французских пенсионеров.
Но место и время действия, по сути, играют малую роль. Где бы мы ни были, мы везде и всегда вместе с самими собой. Какой багаж внутреннего мира приносит человек к берегу Леты – отражается на его внешности и восприятии жизни.
В осеннем парке, на скамье, встретились два одиночества. Взрослые мужчины, оказавшиеся за бортом жизни. Это обстоятельство их объединяет, несмотря на то, что они очень разные. Оптимистичный выдумщик Мартин и меланхоличный Ланс (Андрей Шарков) начинают знакомство…
Мартин погружается в воспоминания детства, когда вместе с отцом пришел в цирк и не мог смотреть представление, потому что ему мешал запах рядом сидящего пожилого человека… Ланс в детстве наблюдал за старой лошадью и потом боялся смотреть фильм «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?»…
Под звуки романтичных французских песен по сцене перемещаются белоснежные воздушные шары…
«А ты знаешь, что такое клиническая смерть? – спрашивает Мартин. – Ты взлетаешь как воздушный шарик. Смотришь вниз, а внизу – мешок с дерьмом. Это все, что от тебя осталось. А вокруг такие же шарики. И так хорошо… Но все надоедает».
Они обсуждают маленькие пенсии, взаимоотношения с близкими, алчность соседей ждущих, когда освободится жилплощадь. Однако старики-разбойники сдаваться не намерены!
Сцена озаряется кроваво красным светом, звучит интернационал: «Это есть наш последний и решительный бой…» А собственно что уже терять? Только не чувство собственного достоинства!
И начинается круговерть событий… Драка с вымогателем, спасение юной девушки, попавшей в финансовую зависимость от наркодельца, борьба за сохранение рабочего места Ланса и много всего еще… Кто придумал, что старость скучная пора? Все зависит от того, как относиться к жизни…
К сожалению, общество морально не поддерживает пожилых людей. Понимание и принятие старости – в дефиците.
«Проблема не в том, что жизнь короткая. Проблема в том, что она бывает слишком длинная…». «Вот они. Мы. Смотрите. Аттракционы завтрашнего дня. Вы пытаетесь упрятать нас подальше. Мы кое-что знаем. Мы не просто подзадержались, чтобы испортить Вам вечеринку…», – сокрушается Мартин.
Его родная дочь мечтает, чтобы отец угомонился и тихо-мирно сидел на скамейке в доме престарелых. Принять его жажду жизни и поддержать Кларе ( Александра Кузенкина) сложно. Ланс и вовсе одинок.
Все действие пронизано светлой грустью. Из зонтиков прохожих кружась, падают листья, трогательный голос Елены Камбурововой поет о том, что «на далеком, на том берегу» каждого из нас ждет белый конь. Да, конечно, какой будет эта встреча зависит от многих обстоятельств. Задуматься о ней сейчас, посмотреть на жизнь новым взглядом, понять родителей – все это возможно. Блистательный дуэт Виктора Сухорукова и Андрея Шаркова задаёт нужный вектор. От зрителей ждут лишь желания слушать, слышать, понимать.
Фотографии Елены Лапиной