МАЛ ФЕСТИВАЛЬ, ДА ДОРОГ

Елена Груева

В июне 2017 в Тобольске закончился один из самых интересных, и самый ладно устроенный Фестиваль театров малых городов России, причем юбилейный – пятнадцатый по счету.

  Почему самый интересный? Потому что театров таких в России большинство и выбор спектаклей огромный. Потому что именно в малых городах режиссеры нового поколения получают шанс на дебют, на эксперимент. Потому что там работают не за деньги (зарплаты чаще всего ниже прожиточного минимума) люди, которые театром живут. Потому что там возникают свежие таланты, идеи и своеобычные авторские театры. Есть, правда, одна существенная оговорка: возникают там, где местные власти помогают или хотя бы не мешают.

  Почему самый ладно устроенный? Потому что, это единственный фестиваль, где участники имеют возможность увидеть спектакли друг друга, обсудить их с критиками, да перезнакомится, наконец. В этом огромная заслуга Театра Наций – организатора фестиваля, и лично Евгения Миронова, его руководителя. Именно он добился того, чтобы фестиваль стал ежегодным, чтобы колесил по России, каждый год меняя место проведения, чтобы государственное финансирование (Министерство культуры РФ поддерживает и фестиваль, и целую программу поддержки театров малых городов, инициированную Театром Наций) покрывало не только затраты на организацию показов спектаклей, но и на проживание всех коллективов всю фестивальную неделю, на проведение мастер-классов по сценической речи и сценическому движению ведущими педагогами страны, семинаров театральных директоров, образовательных программ по смежным искусствам и новым технологиям. И все это дает театрам ощущение единого контекста, живой традиции и ее развития. И еще это создает атмосферу праздника, где соревновательность отступает на второй план, и главной становится радость общения. А призы, между прочим, не шуточные: гран-при – возможность сыграть свой спектакль в Москве на сцене Театра Наций. К тому же в этом году лучшие спектакли и исполнители лучших ролей получили солидные денежные призы от главного спонсора фестиваля – компании СИБУР.

  Афишу пятнадцатого фестиваля составили пятнадцать спектаклей самого разного уровня. Одна из целей – вовлекать в общий процесс все новые и новые коллективы, поэтому в Тобольск приехали и дебютанты, на призы не претендующие, но подающие надежды. Однако за гран-при было кому побороться. Жюри выбирало придирчиво и по весьма строгим критериям. Например, знаменитый на всю Сибирь, неоднократный участник «Золотой маски» и обладатель гран-при Фестиваля театров малых городов Минусинский драматический театр на сей раз наград от жюри не получил. Труппа под руководством режиссера Алексея Песегова обновляется. В сложносочиненном спектакле режиссера Сергея Потапова по пьесе Михаила Булгакова «Последние дни», по мнению жюри, стройный актерский ансамбль пока не выстроился. Но критики были впечатлены режиссерским решением. Вполне традиционную по форме пьесу о последних днях Пушкина, в которой поэт на сцене так и не появляется, Потапов поставил как фарс, вырастающий в трагедию. Долги, сплетни, адюльтер, интриги завистников – все, что окружало Пушкина в последние дни – старательно «ваяли» образ наглого ревнивца, варвара, смешного скандалиста и жалкого исписавшегося ничтожества. Режиссер выводит на сцену того персонажа, каким его рисует окружение, – суетливого кудрявого мавра, воплощающего в интермедиях героя анекдотов. Но стоит раздаться выстрелу… По большому экрану, на который прежде выводились авторские ремарки, вдруг бессильно и беспорядочно стали сползать буквы: мир на глазах терял свой язык. Осознание этой потери постепенно приходит к каждому, пространство стынет, речь оборачивается воем. Спектакль получил премию Ассоциации театральных критиков РФ.

  Не получил гран-при и явный фаворит фестиваля – Театр-студия «Грань» (г. Новокуйбышевск, Самарская область), – который уже трижды побеждал на нем, трижды представлял с успехом спектакли режиссера Дениса Бокурадзе на сцене Театра Наций, становился номинантом и лауреатом «Золотой маски». Можно сказать, молодая труппа в глазах жюри уже преступила ту «грань», когда возможны малейшие снисхождения. Показанный ими «Король Лир» – настоящая глубокая трагедия. Особенно горько звучит тема предательства, боязни предательства и готовности предать. Мир, в котором оказался еще полный сил Лир (Даниил Богомолов) тревожен, полон сомнений, требует от него постоянного контроля, проверки своих опор. Мнительный король устраивает тесты дочерям и подданным каждым своим словом, каждым пронзительным взглядом, буквально чуть лбом не упирается в каждого, кому задал вопрос. Подлецы мнительностью манипулируют. Искренность теряет в себе уверенность, способность оправдаться. И Корделия (Екатерина Кажаева) бунтует против недоверия, разъедающего человеческую близость. В этом спектакле многие исполнители играют не по одной роли, но не потому что труппа маленькая (всего 8 человек). Коварный Эдмонд и преданный Кент (Сергей Поздняков), лицемерная Регана и искренний Шут (Юлия Бокурадзе) – полюса, порой меняющие знаки в одном человеке. Шута режиссер и актриса превращают в вечно пекущуюся о Лире мамку-кормилицу, единственную, кому он верит, у кого на коленях, свернувшись калачиком, он прячется от невзгод. В финале Корделия будет его так же утешать, и он ей поверит. Спектакль изысканный, минималистский, сдержанный, серо-черный, где декорациями служат лишь стулья с глухими высокими спинками (они же – стены, которыми отгораживаются от Лира дочери, они же – катафалки) и приглушенный или пронзающий свет (Евгений Ганзбург), где каждое движение отточено (пластика – Анастасия Шаброва). Однако, признавая высокую степень мастерства, и отдав Юлии Бокурадзе и Сергею Позднякову призы за «лучшую женскую роль» и за «лучшую мужскую роль» соответственно, жюри нашло действие несколько затянутым, монотонным. А от «Грани» теперь ждут только совершенства.

  Гран-при достались двум другим спектаклям. «Магазин» Альметьевского драматического театра (режиссер Эдуард Шахов) удивил сочетанием современного грубого бытового документального текста (казахский драматург Олжас Жанайдаров) и элегантного почти балетного (пластика – Алина Мустаева) исполнения. Историю гастабайтерш: хозяйки небольшого магазина в Москве и присланной ей с родины работницы – историю порабощения и убийства, две красавицы-актрисы Марина Гайнуллина и Диляра Ибатуллина буквально протанцовывают, при этом ни на секунду не теряя достоверности ощущения опутывающего обеих героинь ужаса.

  «Лондон» Новокузнецкого драматического театра – еще один пример освоения «новой драмы». Драматический и очень забавный монолог белорусского драматурга Максима Досько о поездке сантехника Коли в Лондон, которая перевернула его представление о жизни, режиссер Сергей Чехов поставил по канонам греческой трагедии. Протагонист Коля (Роман Михайлов) в одной набедренной повязке, вымазанный с ног до головы содержимым очистных сооружений, не произнося ни единого слова медленно движется от стены, к которой прикован как Прометей красным водопроводным шлангом, к маячащей вдалеке душевой кабине. А тем временем Хор из четырех актеров на котурнах повествует зрителям о любви Коли к работе, о том, как неожиданно его поделки из соломки выиграли международный конкурс и ему придется ехать за призом в Лондон, и о том, как в роскошном чужом городе он почувствовал себя «куском лишнего» и осознал, как любит Родину. Остроумный, чистый по режиссерскому приему и по исполнению, бесстрастный, интеллектуальный спектакль вызвал споры у зрителей, но завершился овацией.

  Театры малых городов ставят перед собой большие цели и уже умеют их достигать.

Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля

Author

Поделиться: