СТРАННИК ИЗ ПРОШЛОГО

Анна Сухова-Дульская

До боли знакомая, нежно-грустная мелодия звучит еле слышно – знаменитая «Песня Сольвейг» Эдварда Грига. Закрываю глаза, вспоминая себя в десять лет, потом в пятнадцать, в девятнадцать… Обрывки воспоминаний разлетаются в тумане мыслей, как осколки, рассеиваясь в трепещущем театральном свете. И снова возвращаюсь к действию на сцене, где стоит Пер Гюнт, такой знакомый и в то же время такой непонятный герой. Привлекательный и отталкивающий одновременно.

  Премьера «Пер Гюнта» по мотивам драмы Ибсена состоялась в театре «Ленком» 25 марта 2011 года. Режиссер-постановщик Марк Захаров тогда признался, что долго работал над материалом, а постановка стала вольным переводом пьесы. Любопытно, что режиссер, по его собственному признанию, ассоциирует себя именно с Пером Гюнтом. Он говорит о «точке невозврата», которую уже сам прошел, анализирует собственные поступки. Режиссер вдруг ощутил, что жизнь идет гораздо быстрее, чем казалось в буйной и крылатой юности. Он сравнивает свою жизнь с шахматной доской, анализируя поступки и разбираясь, когда он был на белых квадратах, а когда на черных. Марк Захаров в одном из интервью сказал: «Главное – правильно начать, а самое главное – еще понять, где оно, твое начало. Как угадать свой единственный возможный путь по лабиринтам жизненных обстоятельств и собственных убеждений, если они у тебя есть… А если – нет? Найти! Выявить из недр подсознания… Но иногда уже найденное покидает душу, обращаясь в мираж, и тогда предстоит новый, мучительный поиск в хаосе событий, надежд, тлеющих воспоминаний и запоздалых молитв». И не случайно эпиграф к спектаклю гласит: «Иногда уже найденное покидает душу, обращаясь в мираж, и тогда предстоит новый мучительный поиск в хаосе событий, надежд, тлеющих воспоминаний и запоздалых молитв».

  Судя по успеху спектакля, Марк Захаров – Мастер – не утратил остроту зрения и вновь добирается до глубин человеческой натуры, поражая тонкостью понимания творческой и ранимой личности. Того самого неопределенного, но романтического героя – «блудного сына», который всю жизнь ищет собственное предназначение. И не случайно все предыдущие ленкомовские постановки словно слились в образ одного героя – Пера Гюнта. Временами эта самокритичность и скромность режиссера удивляет, ведь Пера Гюнта сложно назвать привлекательным героем. Захаров будто подвел черту в своем творчестве. Такой поступок режиссера дарит светлую грусть. Ведь всем нам известно, что следует за последней чертой.

 Соавтором спектакля стал балетмейстер Олег Глушков, потому хореография в спектакле стала доминантой. Глядя на то, как актеры то подпрыгивают, лежа на полу, то танцуют с различными предметами, то совершают непростые кувырки или необычные па, вызывая самые разные эмоции зрителей, понимаешь, что спектаклю предшествовали долгие и трудные репетиции.

  Главный герой спектакля в исполнении Антона Шагина – избалованный сын когда-то богатого и всеми уважаемого Йона Гюнта, впоследствии спившегося и потерявшего все свои деньги. День ото дня Пер обещает любящей его матери Озе (в блистательном исполнении Александры Захаровой) восстановить их состояние. Но Пер лишь фантазер. Он иногда не может отличить правду от выдумки, укутавшись, словно в плед, в собственные сладкие грезы. «Нет на свете человека, который сможет укротить Пер Гюнта», – говорит он матери. «Мне стоит захотеть, так я стану князем или царем…». «Да, ты сам себе носки не можешь купить новые, в дырявых ходишь…», – сокрушается Озе.

  Однажды Пер Гюнт похищает чужую невесту Ингрид (Светлана Илюхина) со свадьбы, за что потом будет расплачиваться всю жизнь. Пожалуй, это была первая его большая ошибка, за которой последует череда новых и непоправимых.

  Главный герой бросает Ингрид и отправляется в путешествие по всему свету. Этот вечный мальчик-скиталец надеется обрести себя. Пер, как и Одиссей Гомера, странствует по свету, жаждая новых открытий и приключений. Пер перемещается в пещеру троллей, он заводит внебрачных детей, связывается с бедуинами, попадает в сумасшедший дом… Этот список можно продолжать долго. Но, несмотря, ни на что, Пер Гюнт получает самое главное в жизни – любовь прекрасной Сольвейг, роль которой сыграла Алла Юганова. Кстати, Сольвейг здесь находится на втором плане, не выделяясь количеством реплик и движений. Иногда складывается ощущение, что режиссер посмеивался над героиней, считая ее уж очень наивной и доверчивой женщиной, порой даже бесхарактерной. Пер Гюнт то и дело бросает ее, а она неизменно верна ему и своему чувству. Только в глубокой старости главный герой наконец вернется к той, что успеет выплакать глаза в ожидании его. Сольвейг отчетливо перекликается с захаровской Кончитой из легендарной «Юноны и Авось», которая всю жизнь ждет своего Рязанова.

  Но что же такого особенного в Пере Гюнте? На этот вопрос со сцены даст ответ Пуговичник, которого играет Сергей Степанченко: «Пер Гюнт велик тем, что его по-настоящему полюбила женщина». Прежде чем навсегда возвратиться к Сольвейг, Пер говорит себе: «Раскаянье? Годы пройдут до поры, покуда спасешься. Жизнь станет постылой. Разбить на куски мир, безмерно мне милый, и складывать вновь из осколков миры? Едва ли ты треснувший колокол склеишь, и то, что цветет, растоптать ты не смеешь!».

  Пуговичник – свидетель жизни Пера, он то ли сатана, то ли плод воображения, то ли внутренний голос. Невольно вспоминаешь гетевского Фауста, которого искушал Мефистофель. Пер Гюнт такой же ищущий себя бунтарь. Фауст не знал куда себя деть от скуки, как и Пер. И также, как и Фауст, Пер Гюнт избегает возмездия в конце истории своей жизни.

  В спектакле, помимо поиска себя и своих идеалов, подняты проблемы отношения отцов и детей, внутренней гармонии, самодостаточности и зависимости от чужого мнения. Постановка заставляет на минуту обратиться к самим себе с вопросом: «Всем ли мы довольны? Чего нам не хватает для счастья? А может быть, счастье всегда рядом, а мы гонимся лишь за тенями прошлого и за навязчивыми идеями и чужими идеалами?». Наверно для каждого здесь будет пища для раздумий.

  На протяжении всего спектакля звучит живая музыка композитора Сергея Рудницкого. Мини-оркестр состоит из аккордеона, гитары, контрабаса и синтезатора. Музыка служит не только прекрасным фоном для спектакля, но и выступает отдельным харизматичным персонажем, расставляя свои акценты и добавляя шутки в действие благодаря виртуозным музыкантам.

  Помимо точного актерского состава и музыки, заслуживают внимания и декорации – тут нет привычных дверей или стульев, все предметы мебели выглядят так, будто взяты из искаженной реальности. Также, в некоторых сценах мужчины из массовки переодеты в женщин, что придает некоторую комичность действию. Текст произведения «Пер Гюнт» переписан на современный язык и сильно отличается от оригинала. Здесь встречаются шутки «ниже пояса», которые достаточно гармонично вписываются в сюжет.

 Мне жаль сильную, но несчастную, несостоявшуюся невесту Ингрид, я хохочу вместе с королем троллей, блестяще исполненным Виктором Раковым, я почти танцую, еле усиживая на стуле вместе с загадочной восточной красавицей Анитрой (в исполнении актрисы Александры Виноградовой), мне небезразлична судьба терпеливой Сольвейг, мне хочется плакать вместе с матерью Пера над ее несбывшимися надеждами, и конечно сам Пер Гюнт вызывает в каждой сцене разные эмоции – поочередно, будто волнами – то радостно с ним, то печально. Возникает невероятное чувство сопричастности с героями. Примечательно также, что пьеса «Пер Гюнт» актуальна в XXI веке, также, как и была в XIX и XX веках. Возможно в этом ее загадка и уникальность.

  Пер Гюнт на своем примере дает возможность взглянуть на себя самих со стороны и сказать: нужно быть счастливым чего бы это ни стоило, нужно успевать жить и ценить родных людей, не размениваясь по мелочам. Ведь жизнь – быстротечна и изменчива. Как горная река.

Фотографии с сайта театра

Author

Поделиться: