ИТОГИ СЕЗОНА ОТ ЭМИЛИИ ДЕМЕНЦОВОЙ

admin

Нет чувства завершенности театрального сезона: от насыщенной ли фестивальной жизни, от не спешащих ли уходить на летние каникулы (лета-то нет) театров, или от не находящих пока счастливого разрешения околотеатральных бед и лихорадок? Итоговую черту ставлю пунктиром, а вместо точки – многоточие.

Лучший спектакль

  «Дракон» МХТ им. А.П. Чехова, режиссер Константин Богомолов, художник Лариса Ломакина. Кроме очевидной актуальности, для меня этот спектакль дорог тем, что он стал квинтэссенцией всех предыдущих работ режиссера. Это спектакль места действия, Пространства всех тем, мифов, архетипов, персонажей, примет, прорастающих в работах режиссера. Если выстраивать спектакли Богомолова не в хронологическом порядке, то «Дракон» — был бы эдаким праспектаклем, первоосновой и плато его «Процессов», «Карамазовых», «Князей» и далее по списку. Это такой Уроборос – змей (дракон), кусающий сам себя; заданность, цикличность и обреченность на повторение прожитого, но не изжитого….

Лучшая мужская роль

  Игорь Верник, блистательно опровергающий в «Драконе» реплику из «Мушкетеров. Саги. Части первой» о том, что он драму играть не может. Отметила бы и Федора Елютина в роли Импресарио, доставляющего зрителям только положительные театральные переживания.

Лучшая женская роль

  Дарья Мороз в спектакле «Мужья и жены» за проницательное, пронзительное и пронизывающее воплощение драматургии Аллена/Богомолова.

Самое яркое событие

  Обычно, под ярким хочется подразумевать что-то светлое, вспоминающееся с удовольствием. К сожалению, в этом сезоне самыми яркими стали и продолжают ими оставаться, не отцветая всеми оттенками черного, нападки на Кирилла Серебренникова, Алексея Малобродского, их команду, спектакли, проекты прошлые, настоящие и будущие. Просветления в ситуации и мозгах обвинителей пока, увы, не видно. А, если все же о хорошем, то для меня лично ярким театральным событием стал мой курс «Профессия: театральный зритель» в Московской Школе журналистики «ДОМЖУР». Это были 2,5 месяца лекций, театральных походов и редактуры текстов, общения, «дебатов» и совместных поисков. Эдакий театральный интенсив, помогающий лучше ориентироваться в театральном пространстве и понимать, что «новые формы» нужны. Кто-то избавился от зрительских шор, кому-то уютнее показалось в привычных представлениях о театре, но, судя по отзывам, каждый узнал что-то новое. Значит, моя миссия выполнена. Да и наш «Театрон» пополнился новыми интересными текстами, а авторский коллектив расширился.

Разочарование сезона

  Театральное убийство спектакля «Князь» в Ленкоме.  Такой исход в нем самом словно бы предсказан – в «Князе» смерть оказывается единственным спасением, вот и списанный в архив спектакль уже одним этим обстоятельством вписан в историю (вне истерии). Александр Збруев и Виктор Вержбицкий сыграли здесь, пожалуй, одни из лучших своих ролей, раскрыв не только в тексте, но и в себе, своем таланте невиданные ранее грани. Иван Агапов, и Алексей Скуратов покорили очень высокую планку, а Елена Шанина, Наталья Щукина и Александра Виноградова с успехом справились с труднейшей, предусмотренной для женских образов в спектакле, партитурой. Если что и подвело cпектакль, так это вывеска Ленкома. Кажется, покосилась она, изменив своим истории и принципам, которые обитали не в кассе театра. Как бы не превратиться театру в тот самый «санаторий для уставших от жизни». Места в нем, согласно ремарке из спектакля, освобождаются, если кто-то умрет. Вот и в «реперТРАУРЕ» Ленкома умер «Князь», уж не во имя ли или по поручению долгожданного, но обманувшего ожидания «Дня опричника»?.. Кстати, «День опричника» я бы тоже записала в разочарование сезона как спектакль начисто выветривший авторские дух и мысль (то же случилось и с предшествовавшей ему «Вальпургиевой ночью»). «Амстердам» в Современнике стал просто пошлостью. Пронумерованная «Чайка 73458» в Театре на Таганке тоже оставила тягостное впечатление от актерской небрежности в обращении с текстом, но может быть за лето актеры освоят текст. В этом плане – надежда есть, а вот в других (см. пункт про яркое событие сезона) – едва. Едва ли.

Author

Поделиться: