СОБЛЮДАЙТЕ ПРАВИЛА

admin

«Соблюдайте правила, добрые люди» – поет в одной из своих арий загадочный Распорядитель. «Соблюдение правил» – это не только основная тема сюжета нового мюзикла Театра Оперетты «Анна Каренина» по одноименному роману Л.Н. Толстого, но и, практически, девиз постановки.

  Правила, которые необходимо соблюсти при работе над спектаклем в жанре мюзикла, создатели «Анны Карениной» Владимир Тартаковский и Алексей Болонин выработали достаточно давно: в процессе создания признанных критикой и любимых публикой московских постановках «Монте-Кристо» и «Граф Орлов». Сложившаяся команда авторов и постановщиков, либретто и музыка, написанные для конкретного проекта, наличие артистов-звезд жанра, история о любви – все эти составляющие имеются в каждом «мюзикловом» проекте тандема Тартаковский-Болонин. А после выхода «Анны Карениной» в очередной раз стало понятно: с каждым новым проектом планка поднимается, а наличие некоторых отходов от собственных правил в большинстве случаев работает лишь на развитие жанра.

  Вначале о правилах, которые были соблюдены. Зрители вновь увидели постановку режиссера Алины Чевик, услышали музыку Романа Игнатьева, познакомились с интерпретацией романа, сделанной Юлием Кимом, картинку создавали художник-постановщик Вячеслав Окунев, художник по свету Глеб Фильштинский, и Андрей Дрыкин, работавший над прическами и гримом. Хореограф-постановщик спектакля  Ирина Корнеева дополнила известный сюжет динамичной хореографией и пластикой. Результатом работы стал спектакль качественный по зрелищной составляющей, цельный по музыке, но местами повторяющийся по мизансценам и тексту.

  Схема спектакля во многом повторяет того же «Графа Орлова»: например, переход от начальных массовых сцен к неожиданному надрывному соло (сцены на вокзале и катке, где происходит объяснение Кити Щербацкой (Наталия Быстрова) и Константина Левина (Вячеслав Кирюхин), сразу же переходят в драматичную несостоявшегося жениха). Любовный дуэт Анны и Вронского по настроению дублирует «Я люблю тебя, счастье мое…» из «Графа Орлова». Начало второго действия вновь расцвечено народным колоритом – в «Графе Орлове» праздновали Масленицу, здесь нас встречает сенокос в деревне.

  Желание авторов не упустить ни одного из пластов романа Л.Н. Толстого порой нарушает структуру спектакля: действие спешит, старается успеть все, на ходу теряя логику. Даже любовь Анны и Вронского теряет свою завязку, становясь чувством слегка поверхностным и наполненным больше нервным напряжением, нежели любовью. Создается впечатление, что артистам сложно «входить» в арии, так как течение внутренней жизни персонажа временами нарушено, а без пресловутой логики нет развития образа, которое так необходимо для данного сюжета.

  Образ Анны на сцене воплощают артистки, статус которых в данном жанре не обсуждается – выбор Екатерины Гусевой и Валерии Ланской на данную роль был вполне закономерен. Чего нельзя сказать об Ольге Беляевой, которая после роли Мерседес в «Монте-Кристо» не была замечена в главных ролях. Особенно радостно то, что артистка с ролью справилась прекрасно – ее Анна нежная, тонко чувствующая натура, искренняя в любом своем проявлении. Особенно рекомендую попасть на дуэт Беляева-Каренина и Ли-Вронский, так как именно эта пара артистов полностью воплощает на сцене заявленную историю любви.

  Правило «звездного состава» получило новую трактовку.  В проекте участвуют как артисты, которых публика уже привыкла видеть на сцене Театра Оперетты – Екатерина Гусева, Лика Рулла, Игорь Балалаев, Валерия Ланская, Сергей Ли, Александр Маракулин, так и дебютанты этой сцены, но отнюдь не жанра: Дмитрий Ермак в роли Вронского, Наталия Быстрова в роли Кити и Андрей Бирин, Максим Заусалин, исполняющие роль Распорядителя. Также «Анна Каренина» имеет в составе артистов Театра Оперетты.  С точки зрения маркетинга подобный ход стал выигрышным: к «Анне Карениной» привлечено внимание и постоянной публики Театра Оперетты, и знатоков постановок продюсерской компании Stage Entertainment.

   Ансамбль получился очень разным с точки зрения и вокальной манеры, и актерской. Пожалуй, основным разочарованием спектакля для меня стал Дмитрий Ермак – его герой существует отдельно не только от основной массы героев, но и от героини, с которой надо было бы создать любовный дуэт. Возникает ощущение, что артисту не хватило репетиций для выстраивания полноценного образа. Поэтому когда мы видим на сцене Вронского-Ермака, то любовной истории не получается: актерски Каренин в исполнении Игоря Балалаева смотрится намного сильнее, нежели молодой «влюбленный» офицер. После ролей Эдмона Дантеса и графа Орлова, персонажей, которые были ограничены рамками положительных героев, Балалаеву, наконец-то есть, что сыграть. И его Каренин – замечательная актерская работа, продуманная, выдержанная «от и до». В этой роли раскрывается полностью не только вокальный, но и драматический талант актера.

  Вопреки правилу, согласно которому проектные мюзиклы Театра Оперетты повествуют о героях, на сцену театра пришел мюзикл, в центре которого судьба женская. Поэтому особенно интересно было, какой будет трактовка известного романа. На мой взгляд, история Анны Карениной в мюзикле получилась о том, как важно не потерять себя в довольно неотзывчивом мире, который в очередной раз не собирается прогибаться и идти навстречу нам. История, скорее, не о любви, а об одиночестве среди толпы (никак не отпускает меня изящная и лаконичная сцена в театре, когда Анна сидит спиной к залу в театральных креслах и слушает арию Патти (Ольга Козлова). Размышления героини о своей судьбе «Анна Каренина, Анна Вронская… Бедная девочка, Аня Облонская, кто эти дамы тебе?..» – вот и весь смысл. А в остальном — классика: неприязнь общества, охлаждение любимого, который стал смыслом жизни, поезд… И очередное напоминание «не ходите по путям». Я бы добавила: особенно, по чужим. А свои пути осваивать, а также правила устанавливать и соблюдать можно только тогда, когда вы обладаете внутренней силой и уверенностью.

Женскую судьбу постигала Наталья Сажина
Фотографии предоставлены пресс-службой проекта

Author

Поделиться: