КУДА ПРИВОДЯТ ТРАДИЦИИ

admin

В Московском Театре на Юго-Западе активно продолжается юбилейный 40-ой сезон. Театр, начавший свою историю со студии в подвале московской многоэтажки, осознанно и четко продолжает придерживаться собственного стиля, заложенного сорок лет назад основателями театра во главе с художественным руководителем и режиссером Валерием Беляковичем.

  Однако порой подобная верность традициям играет с труппами подобных, во всем авторских, театров недобрые шутки. Спустя сорок лет после рождения не миновала чаша сия и Юго-Запад, попытавшегося «Дозвониться до дождя» осенью этого года.

  Чтобы понять весь дальнейший текст потребуется немного экскурса в историю ЮЗ. Спектакль «Дозвониться до дождя» поставлен Олегом Леушиным по пьесе Мигеля Миура «Три цилиндра». Одноименный спектакль был поставлен Валерием Беляковичем в самом начале юго-западной истории – в 1984 году. Затем с 1992 года игрался с обновленным составом. Главные роли (лирический дуэт Дионисио и Паулы) вместо Надежды Бадаковой и Галины Галкиной с Алексеем Ваниным стали играть Карина Дымонт и Олег Леушин. Нынешнее, третье по счету обращение к произведению испанского драматурга получило пару отличий: в качестве автора указано «Олег Леушин по пьесе Мигеля Миура «Три цилиндра», а жанр обещает зрителю «лирическую комедию с элементами шоу».

  Главные роли Олег Леушин отдает молодым артистам театра. Михаил Грищенко, завоевавший зрительское признание исполнением роли Дориана Грея в спектакле «Портрет Дориана Грея» в постановке Олега Леушина, и Алине Дмитриевой, актрисе, которая продолжает семейную традицию Юго-Запада: ее мать, заслуженная артистка РФ Ольга Иванова в театре с 1990 года. Кстати, артисты уже успели представить на сцене влюбленных: Алина Дмитриева сыграла в «Портрете Дориана Грея» Сибиллу Вейн.

  И вот тут начинаются первые «шутки» спектакля… У режиссера Леушина категорически не получается «умереть» в артисте Грищенко: движения напоминают режиссеру, а голос артиста звучит совсем «по-леушински», повторяя такие знакомые всем постоянным зрителям Ю-З интонации и нотки. Возможно, что именно воспоминания об исполнении роли Дионисио стали одной из причин обращения Олега Леушина к «Трем цилиндрам», но подобное повторение себя, как в случае с Михаилом Грищенко, выглядят скорее, не как самостоятельная режиссерская работа, а как передача роли при срочном вводе. Алина Дмитриева, к сожалению, оказывается заложницей похожей ситуации: пластика, голос, мимика – дань семейной традиции. В результате главные герои, которые должны были пережить за время действия глубокую трансформацию, оказываются ненаполненными с самого начала. Внутренних изменений не происходит, потому что изменяться нечему. С большей наполненностью и оправданностью собственным действиям на сцене существуют герои второго плана: владелец шоу-балета Буби Бартон – Алексей Матошин, и Богатый господин в исполнении Фарида Тагиева. Эти образы – несомненные удачи спектакля. Матошин настолько хорош в этой постановке, что зажигает даже неуверенную работу коллег: в сцене Буби и Паулы Алина Дмитриева начинает актерски оживать и наконец-то нащупывает внутреннюю суть своей героини.

  Спектакль вобрал в себя лучшие черты юго-западного стиля: здесь и мистика, и музыкальность, и комизм, порой переходящий в фарс. Еще Театр на Юго-Западе отличают и продуманные общие, танцевальные сцены. Стилистически постановки Леушина добавили бесконечному движению юго-западных спектаклей Валерия Беляковича четкую, структурированную хореографию и более уверенную пластику. Вот и в «Дозвониться до дождя» очень яркое впечатление оставляют массовые сцены. Они придают спектаклю ту динамику, которую пока не могут выдать исполнители главных ролей.

  Но и в смешении лучших черт театра постановка вновь попадает в ловушку: составляющие спектакля не сливаются друг с другом, даже не двигаются параллельно, а как бы стремятся существовать сами по себе. Постояльцы гостиницы оказываются отрезанными от окружающего мира стеной дождя. Не дозвониться никуда, не выехать – артисты ждут импресарио, будущий жених тоскует по невесте, богатый господин скучает без элементарных развлечений, владелец гостиницы дон Росарио (Антон Белов) находится в состоянии некоего предчувствия. Его возбуждение и нетерпение в ожидании событий подводит публику к мысли, что дождь этот неслучаен, и что какие-то высшие силы все это затеяли. Завязка дана, завязка довольно манкая и перспективная – но она не находит ни дальнейшего развития, ни развязки. И в итоге опять напоминания о прежних спектаклях: мелькнет богемная ирреальность «Кукол» Беляковича, тут же появится воспоминание о фарсовой стилистике недавнего «№13», а яркие юбки напомнят мюзикл «Опера нищих» начала 2000-х. Кстати, корсеты и разноцветные юбки, похоже, становятся фирменными женскими костюмами Юго-Запада…

  «Лирическая комедия с элементами шоу» реализовалась частями. Лирическую сторону, как уже упоминалось, воплотить не удалось. Комедия присутствует в полной мере, так как артисты, работающие в характерных ролях спектакля, не ограничены рамками серьезных персонажей и, полагаю, доверяются больше своей импровизации, нежели точно выстроенным образам. Балет Буби Бартона (О. Авилова, Е. Шестовская, Л. Ярлыкова, К. Ефремова), братья-акробаты (В.Соколов и Д. Астапенко), несостоявшиеся невеста (Любовь Ярлыкова) и теща (Жанна Чирва), великолепная Мадам Ольга (Андрей Санников) и ее спутники (М. Инчин и В. Курцеба) – все эти персонажи являются практически самостоятельной частью спектакля. И если бы постановка была просто «комедией с элементами шоу», то работа всех этих артистов привела бы ее к неоспоримому успеху. За «элементы шоу» отвечают хореографические сцены (хореограф Антон Варфоломеев). А ведь в спектакле могла бы быть еще одна линия: рефреном повторяется фраза «Show must goon» (Шоу должно продолжаться), что могло бы в очередной раз повернуть постановку к интересным смыслам, но и здесь тема остается заявленной, но не раскрытой.

 Спектакль оставит яркое впечатление и, несомненно, понравится той части публики, которая либо еще не посещала Театр на Юго-Западе, либо начала посещать его недавно. Тогда не будет опасности увидеть вместо фирменного стиля штампы, а вместо традиций — повторения. Сейчас же, к моему искреннему сожалению, на сцене некий самоучитель «10 фирменных приемов, или Как поставить спектакль в стиле Ю-З»…

С любовью к Ю-З
Наталья Сажина
Фото предоставлены
пресс-службой театра

Author

Поделиться: