ПРОШЛОЕ БЕЗ БУДУЩЕГО

Елизавета Печеркина

Артист – профессия, которая не знает слова «завтра». Для актера существует только сегодня. Сегодня тебе дают роли. А завтра, возможно,  о тебе забывают, ты не имеешь той славы, которая была буквально вчера. Сегодня главная роль, на следующий день – ничего. И это никак не изменить, ведь у артистов есть особенность, свойственная всем людям – старение. Когда-то заканчиваются роли Гамлетов, Хлестаковых, Треплевых. А что на смену им?..

  В постановке Дениса Малютина «Дуэт ”TheSunshineboys”» в новосибирском театре «Глобус» показаны несколько путей развития жизни пожилых артистов: играть незаметные роли и ждать у моря погоды, просто уходить со сцены. А кто-то выбирает еще одну дорогу – стать режиссером. Именно подобный выбор и разделило двух героев, бывших коллег, Вилли Кларка (Евгений Важенин) и Алана Люса (Александр Варавин). Оставив карьеру комик-артистов из-за ссоры и личных разногласий, они разошлись как в море корабли. Но через одиннадцать лет к ним в двери вновь стучится удача: им предлагают возобновить скетч на телевидении. Долгожданная встреча друзей, попытки восстановить прежние отношения но что-то этому мешает. Что-то, что глубоко сидит в душах Вилли и Алана.

  Удивляет, что добрая половина зала просто заливалась от смеха, хотя ничего смешного я не увидела. Да, история комичная, наполненная шутками. Но на самом деле постановка получилась совсем несмешной. В ней нет легкости того милого юмора, который увидели некоторые зрители. Там есть только судьба старых артистов, которые уже не нужны своим поклонникам.

  Вот он, Вилли Кларк — сидит в ожидании новой роли. Пускай эта роль будет в каком-нибудь рекламном ролике чипсов или таблеток: ему вроде совершенно безразлично (хотя видно, что он не может переступить через себя, и «играть» подобное). Его сегодняшняя жизнь очень уныла. Нет жены, нет детей. Единственный человек, который заботится о нем – его племянник и одновременно агент Бен Сильвер (Алексей Архипов). Всего несколько радостей осталось у Вилли Кларка – еженедельный журнал «Variety» с некрологами о бывших коллегах (кстати, страницы из этого издания составляют принт домашнего халата и подкладку сценического пиджака), сигара и крошечная квартирка в Нью-Йорке. Зато он, мэтр эстрады, не зависит ни от кого. Но зато он, «мэтр эстрады», не имеет поклонников. Почему? Да потому что юмор номеров «TheSunshineboys» состарился, поклонники дуэта тоже, а на смену этому пришло новое поколение. Изменилось время, но не Вилли Кларк.

  Вот перед нами Алан Люс, живущий в доме своей дочери, в отдельной комнатке. Его карьера давно окончена. Он не ждет приглашений на телевидение, он живет сегодняшним днем. Сегодня он будет гулять с внуками, а не круглосуточно сидеть в душной квартире и ждать очередного предложения сняться в рекламе.

  Вперемешку с главными персонажами, в постановке появляются и другие, от которых тоже веет какой-то безнадежностью. Но это не герои пьесы Нила Саймона – это настоящие люди, которые живут так же, как и мы все. Актеры, которые играют второстепенные роли в этом спектакле. Они невыдуманные, они настоящие. Не удивляйтесь, что именно их я называю персонажами. Без них и спектакля не было бы. Поставь на их место других артистов: никто, наверное, не заметит подмены. И это вдвойне ужасно…

  После такого спектакля хочется задать вопрос: для чего люди идут в театральный институт? Почему спустя много лет они играют одни и те же роли, и никакого роста у них не наблюдается? Ведь тысячи людей мечтают попасть в мир театра, в этот загадочный мир. Как Нина Заречная, грезившая им, просто смотря на Ирину Аркадину. Каков итог этой жажды театра? Когда нет роста, если нет развития, стоит ли оставаться на этом поприще? И этот вопрос адресован не только молодым актерам, но и пожилым. Артистам, которые просто стоят на месте. Чего ждут? Режиссера из столицы, который оценит их и даст главную роль? Предположим, даст, но какой уровень будет у этой постановки? Ведь что в театре, что в литературе: в любом виде искусств, были такие люди, которые всю жизнь ждали шанса показать свой талант, свой потенциал, но невостребованность просто убивала их. Советское кино было замечательным, но некоторые артисты до конца своих дней оставались для зрителя актерами одной роли и одного амплуа. Они стремились в драматическое искусство, но стали заложниками простых обстоятельств. Возможно, внешности. Возможно, комедийного таланта. А был ли, вообще, талант? Это уже другой вопрос.

  Веселые танцы, громкая музыка, все сочно и ярко, все пестрит — ты находишься в мире варьете. И здесь вроде бы не должно быть ни слез, ни грусти, но как-то вовсе не до веселья. Смотря на актеров (не только этой постановки, конечно), я невольно задаюсь уже другим вопросом: «А что будет дальше?» Вот артист молод, красив, играет великолепно. Но, все-таки, что будет дальше? Чем закончится его история? И будет ли счастливый финал?

Фотографии Виктора Дмитриева

Author

Поделиться: