О ЧЕМ МОЛЧИТ СВИФТ

Валерия Новокрещенова

Художественный руководитель Театра им. Пушкина Евгений Писарев поставил знаменитую, прежде всего своим киновоплощением, пьесу Григория Горина «Дом, который построил Свифт». О чем молчит сэр Свифт, известный своими острыми сатирическими произведениями на современной нам сцене, к кому обращено полное мыслей его немое высказывание, или за автора достаточно говорят придуманные им персонажи?

  Декана дублинского собора Святого Патрика, Джонатана Свифта в фильме Марка Захарова «Дом, который построил Свифт» (1982г) сыграл Олег Янковский, в спектакле Евгений Писарева сатирика, решившего изъясняться мыслями, а не словами, возмущающего своей немотой общественный покой, сыграла «свита». Второстепенные персонажи в постановке Театра им. Пушкина оказались гораздо колоритнее, чем сам сэр Свифт, а характеры их героев объемнее и многослойнее, чем фигура замолчавшего писателя, роль которого исполняет один из ведущих актеров театра Андрей Заводюк.

  Его молчание в спектакле – иначе выраженное время, не вынужденная немота, как например, аллегория «немоты» позднесоветской интеллигенции (что считывается в пьесе Григория Горина), а своеобразная игра гения с собственным воображением.

  В «Доме, который построил Свифт» Евгения Писарева на первый план выходят непростые взаимоотношения художника и окружающего его мира и ироничное, сродни буффонаде, рассуждение о том, могут ли эти отношения в принципе рассчитывать на взаимность. Самое главное, что есть в новом прочтении пьесы – поиск той самой черты, которая отделяет вымышленный мир от мира реального.

  К чему слова – и так написано предостаточно, чтобы за создателя говорили его герои, а сам он лишь наблюдал за происходящим со второго этажа куполообразного дома, который порой оборачиваясь, оказывается перевернутой чашкой.

 И новое универсальное, как рассуждение на тему «художник – толпа», режиссерское прочтение становится повествованием с улыбкой грустного клоуна. Рассказывая о нелегкой судьбе сатирика иронично и бодро с намеком на эстетику цирка, Писарев рассуждает вместе с актерами о художнике и силе воздействия его произведений на публику. «Дом, который построил Свифт» на сцене Театра им. Пушкина об отражающем эффекте этого самого воздействия.

  Куполообразный дом сэра Свифта занимает все сумеречное пространство сцены, он похож на капеллу в католических храмах (сценография Зиновия Марголина), возможно это и есть метафора собора святого Патрика, с кафедры которого проповедует горинско-писаревский герой, а также проповедовал живший в XVII веке ирландский сатирик Джонатан Свифт. Но к финалу спектакля дом практически будет уничтожен, разбит, ведь «поэтам дарят цветы, а сатирика бьют окна, вот оно высшее признание».

   Дом напоминает волшебный стеклянный чайник, он прозрачный, как прозрачна жизнь знаменитого писателя. Он переполнен его героями: это книга в книге. Свифт живет в своем выдуманном мире, который при всей его прозрачности, абсолютно недоступен. Только поначалу творящееся в нем кажется хаосом, но на самом деле все происходит в нем по исключительно продуманному сценарию. И декан дублинского собора Святого Патрика парит, как мудрый бог, наблюдает за своими созданиями со второго этажа, но еще чаще молча бродит по дому.

  Главным героем писаревского спектакля становится прибывший из Лондона доктор Роберт Симпсон. Своим присутствием в доме Свифта он лишь подчеркивает, что бесполезно лечить художника: Свифт  сам «заразит» доктора. Персонаж Антона Феоктистова, доктор Ричард Симпсон – в начале действия лишь сторонний наблюдатель, его глазами мы видим героев Свифта, знакомимся с ними.

  Никого вылечить не удалось. Да и зачем лечить Свифта?! Он сам кого угодно вылечит. Его бессловесная терапия воздействует куда сильнее прописанного доктором лечения. Игра воображения – не болезнь. Доктор хотел усмирить творящийся в доме хаос, но… как понять, что есть нормальность? Вот, пожалуй, самый основной вопрос, как пьесы Григория Горина, так и постановки Евгения Писарева. 

Фотографии Юрия Богомаза
взяты с сайта Театра им. Пушкина

Author

Поделиться: