Муза, возможно, не всех одарила изрядной долей вдохновения на сложение стихов, но поговорить о поэзии временами любим мы все. Но кто такой поэт? И можно ли заглянуть ему в голову?

   Исследовательская мастерская «Четвертый вопрос» решилась не только говорить о поэзии, но и поставить спектакль «О поэзии в стихах». Премьера его состоялась на сцене кинотеатра «Спутник». Режиссером спектакля, выиграв грант на постановку от «Открытой сцены», стала Гайдукова Дарья, по диплому вовсе не режиссер, а философ. Художником спектакля является Михеева Екатерина. Даже сама лаборатория неслучайно называется «Четвертый вопрос», что отсылает к немецкому философу Иммануила Канту. «Что такое человек?», – таков самый главный его вопрос, и если мы находимся в поисках ответа, то разве возможность творить не есть самое главное в человеке?

  Поэт как творец и создатель, пророк и собеседник муз — именно в диалоге с такими поэтами выстраивается спектакль. Пятеро актеров (Абу-Кишек Лейла, Беззубов Денис, Мельниченко Евгений, Никитин Данил, Рихванова Екатерина), некоторые из которых лишь начинают свой актерский путь, поочередно перевоплощаются в те или иные мысли и строки Пушкина, Цветаевой, Маяковского, Блока и многих других. Белые одежды невольно отсылают к античности, тени героев падают на белый задник сцены, на него же выводятся через проектор имена авторов, чьи строки звучат. Поэзия, знакомая со школы, оживает в игре актеров, а мы теряем очертания живых людей, словно перед нами призраки из других миров: погруженные в себя, в ритм слов, смотрящие на нас, но нас не замечающие.

  Однако вот они снимают невидимые маски и перед нами обычные молодые люди и девушки, они, смеясь, перебирают бумажки с краткими заметками о сути поэзии, природе творчества и роли искусства в нашей жизни. Зачитывают вслух, поясняют друг другу, критикуют и придумывают, как можно было бы сформулировать ту или иную мысль иначе. Беседа постепенно подходит к концу, и вдруг самолетиками глубокие мысли на листах разлетаются по зрительскому залу.

Музыка, танец, бегущие волны из тканей, покрывающих сцену, – множество маленьких и ярких деталей наполняют каждое чтение. И хотя спектакль о поэзии, слова становятся частью процесса созерцания, в которое погружается каждый из зрителей.

   С самого начала действия помимо актеров есть еще один участник происходящего – исследователь (Добрыднева Анастасия). Исследователь как маг-кудесник работает с проектором, подкладывая вручную различные маленькие листочки, что будут отображаться на заднике сцены. Иногда проектор в руках исследователя готов поиграть своей проекцией с актерами, которая подобно солнечному зайчику перемещается, исчезает или возникает вновь. Но роль исследователя не ограничивается техническими забавами: он, как строгий учитель или совсем забывавший детство взрослый, будет зачитывать строки из учебников лингвистики и русской речи. В поэзии нет чуда, а есть лишь одна сухая логика и структура – таков его основой вывод.

 Вот только сам спектакль ловко опровергает его слова, позволяя зрителям почувствовать то, что можно выразить лишь в стихах и нельзя передать и самым подробным анализом. Через всю сцену протягиваются нити, словно паутина слов и фраз, опутывающих не только героев спектакля, но и нас в повседневной нашей жизни. К нитям прикрепляются белые листы со стихотворениями, которых в нашем мире куда больше, чем может их вместить маленькая сцена. Звучат слова Бродского, и мы снова соглашаемся, что жизнь по-прежнему идет с ее новыми закатами и рассветами, и звезды встают, и птицы кричат, а поэты как пилигримы вновь и вновь проходят по земле, скрывая от чужих глаз тайну творчества и даря миру удивительные строки.

  Спектакль вряд ли дал ответ на четвертый вопрос, однако позволил отправиться в маленькое путешествие дорогой пилигримов, забыв вместе с ними о суете и прикоснувшись к живому творчеству его создателей и исполнителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

%d такие блоггеры, как: