В конце декабря 2015 года состоялась премьера спектакля «Неизвестный Чайковский» в постановке молодых режиссеров – студентов факультета музыкального театра ГИТИСа,  мастерской народного артиста России Дмитрия Бертмана.

  Полностью оправдано название постановки, потому что на протяжении спектакля перед нами открывается внутренний мир Чайковского. Все его страхи, сомнения и переживания переданы через образы и метафоры. Внимание приковано не столько к внешним событиям жизни композитора, сколько к внутренним изменениям. Во время спектакля исследуются потаенные уголки души Чайковского. Таким действительно его никто не видел.

  «Каким «таким»? – спросите вы. Сентиментальным, о чем свидетельствует покупка собачки у моряков за бешеные деньги; страдающим об уничтоженной опере «Ундина», которая предстает перед своим создателем в образе красивой молодой девушки (Мария Калинина); одиноким – это ощущение проскальзывает красной нитью сквозь полотно спектакля.

  Чайковского мы наблюдаем в нескольких возрастах: вот он совсем юный, мечтательный подросток с золотыми локонами  в исполнении Алены Юлиной (тот факт, что мальчика исполняет девочка, абсолютно не влияет на качество игры и нисколько не мешает восприятию истории; только особенно чувствуется необыкновенная открытость, широко распахнутые глаза и миловидность лица, ребенок действительно похож на ангела), а вот перед нами уже предстает молодой мужчина (Алексей Шевченко), уверенный в себе, окруженный вниманием женщин и только начавший проживать свою взрослую жизнь; Чайковского в зрелом возрасте исполняет Семен Басалаев. его Чайковский уже лишен иллюзий молодости, за плечами – сожаления и разочарования. Смотреть на такого потерянного и одинокого великого композитора очень грустно. Никто не будет спорить с тем, что Петр Ильич Чайковский – гений, но в спектакле мы видим тыльную сторону таланта, все мучения, душевные терзания и метания, которые остаются «за кадром» для зрителя.

  Сценическое пространство оформлено довольно скромно (не будем забывать, что перед нами – студенческий спектакль), но, тем не менее, это работает исключительно на глубину спектакля. Вот стеклянная ширма стоит в уголке, создавая уют в комнате, а вот уже за ней мечется та самая красавица Ундина, олицетворявшая уничтоженную оперу. А вот деревянные перила на улице превращаются в ложу театра. Благодаря таланту актеров в эти изменения  действительно веришь – настолько все органично и естественно.

  Не случайно в программе спектакля после названия написано «Режиссерский альбом из 20-ти страниц». Каждая сцена – эта страница из жизни Чайковского. На каждой странице мы знакомимся с дорогими людьми Петра Ильича, среди которых Фанни Дюрбах (Александра Гладышева) – верный друг Чайковского, мама Пети (Виктория Коробова) или супруга Антонина Милюкова (Анна Салова); или оказываемся свидетелями событий, которые оставили глубокий отпечаток в его сердце. Во время каждой страницы студенты исполняют редкие и очень личные, носящие исповедальный характер произведения Петра Ильича.  И после просмотра этого спектакля невольно вновь начинаешь задумываться о том, что такое талант – дар или проклятье? И может ли быть дарован талант человеку без предъявления счета за это?

Фотографии предоставлены пресс-службой театра

%d такие блоггеры, как: